«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вы прежде жаловались мне, что страх смерти напал было на Вас. Но наиболее должно бояться тем, кто не имеет сего страха; ибо смерть ныне не за морями, а у каждаго за плечами; того и гляди - до беды.

При переходе моем в Оптину, я имел в намерении останок своих лет употребить на приуготовление себя ко исходу в вечность; но по невниманию к своему спасению и по любви к ближним, увлекся я в разсеяние и в суету сует, и стал вмешиваться в мирския дела; так что и совесть моя упрекает меня за безпечность мою и угрожает мне неизвестностию смертнаго часа; во аде же кто исповестся? А посему за все сие смиренно прошу милостиваго прощения и разрешения, и молитв святых пред Богом. В надежде сей милости и остаюсь благожелательным богомольцем Вашим и всенижайшим послушником.

25 Августа 1856 г.

120. Дела добрые лучше делать, не отлагая

Сердечно порадовался я тому, что дедушка Ваш весьма в добром отношении к Вам; но не знаю, как разуметь о капитале его, определяемом в пользу Вашу; положил он в сохранную казну, или только в мысли своей имеет положить?.. Пришел мне один случай на память: один богатый пан, имевший более пяти сот душ крестьян, старичек 80 лет, неженатый, не имевший близких родных, в один день приказывает своему камердинеру созвать к себе всех старшин из крестьянских дворов, и им торжественно объявил: ребята! у меня блеснула небывалая мысль: пожить с вами еще 20 лет, а потом вступить в монастырь, а вас всех отпустить на волю - довольны ли вы этим? Отвечают: довольны, батюшка Степан Фомич. Ну так молитесь же вы за меня Богу. Слушаем, батюшка. А Степан Фомич в ту же ночь уснул, и больше уже не просыпался; а посему и предположение его оказалось несбыточным. А Вашему дедушке дай Бог успеть доброе дело сделать!

Если бы Вы поступили на службу в Синод, тогда может бы и я разъезжал бы в шесть лошадей по епархии.

А до того времени и я и Вы будем на своем одре, перекатываться с одного боку на другой; о чем премудрый Соломон говорит: ленивый на своем одре, как дверь на пяте, сюду и сюду обращается. Такова служба легче предлагаемой.

12 Марта 1857 г.

121. Кто перед смертию причастился, того душу Ангелы приемлют

Советую Вам во все святые посты приобщаться Св. Тайн; а кроме сего, если когда случится какая болезнь, то не к лекарю посылать и в аптеку, но к иерею Божию, и просить его исповедывать и приобщить, а потом уже к лекарю послать; ибо весьма спасительно питать свою душу Нетленным и Святым Хлебом. Если бы случилось человеку в тот день умереть, в который он приобщался Св. Тайн, то душу его приемлют святые Ангелы на руки свои, чести ради приобщения, и все воздушные мытарства безобидно проходит.

15 Сентября 1859 г.

Сожалею я о Вашей сестрице, что она лишилась зрения одним глазом. И я тоже пользуюсь одним только глазом; но на Бога смотреть можно. Так и Вы посоветуйте от меня сестрице своей, чтобы ясным глазом смотрела она к небу, а другим на суету сует, чтобы не видеть их.

122. Соборования и Причастия в болезни опасаться не должно

Благоприятное писание Ваше, от 4 Октября писанное, и с приложением при оном, имел удовольствие получить исправно, за что приношу Вам всечувствительную благодарность мою. Вы как писанием своим, так и примерным благорасположением ко мне недостойному, много меня одолжили. Спасет Вас Господь Бог за искреннюю любовь Вашу ко мне о Господе. Я с прошедшаго года, при первом случае свидания с Вами, не преставал святое имя Ваше обносить в памяти моей, при недостойных молитвах моих пред Богом, и испрашивать на Вас благословение Его; что самое и доселе продолжаю со всем усердием моим, и сердечным соболезнованием о тяжких и продолжительных болезнях Ваших. И хотя я и сам скуден здоровьем, но с Вами, страстотерпице Христова, поделился бы последним, если б это можно было сообщать от одного другому так же, как мы переливаем целительный бальзам из одного сосудца в другой. Но это не в нашей воле, а в Божией, Который глубиною мудрости Своей человеколюбно все строит, и полезное всем подает; почему и болезни телесныя посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опасные телесных. А посему, возлюбленная о Господе благодетельница моя, в болезнях своих не малодушествуй, не унывай, но с детскою покорностию ко Отцу Небесному старайтесь со благодушием переносить страдание свое, и смиренно говорить: «Отче мой, аще возможно есть, да мимо идет от мене чаша сия (болезни, которыя изнуряют и тело и дух мои); обаче не якоже аз хощу, но яко же Ты». И когда с такою преданностию воли Божией поручите себя, то во-первых ощутите в духе своем спокойствие, а второе, или самое главное, удостоитесь посещения благодатнаго, о коем устами св. Давида Сам Бог обещает, говоря: с ним есмь (т. е. с человеком страждущим) в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и, наконец, явлю ему спасение мое». А посему, почтеннейшая матушка, будь благонадежна на милость Божию к тебе. Да возрадуется душа твоя о Господе!