«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Благодарю Вас, возлюбленный Н. Н. за письмецо Ваше от 12 Ноября, и за уведомление о посещении новаго дома Вашего Небесною Царицею чудотворною иконою Божией Матери; чему душевно порадовался я, и помыслил: "Видно, Вы усердно молились Матери Божией, и просили Ее, говоря: посещения божественнаго и промышления от Тебе сподоби, Мати Божия, яко благая, и здравие молитвами Твоими подаждь нам». А после сего да утешит Вас Господь Бог посещением и великаго угодника Своего, святителя и чудотворца Николая, и да благословит вхождение и жительство Ваше в новом доме Вашем, сохраняя в оном смиренное жительство Ваше в здравии и благоденствии на весьма многия лета; о чем я многогрешный молю благость Божию в недостойных молитвах моих.
О братце Вашем слышал я, что очень болен он, о чем сердечно и сожалею я; равно и о том сожалею, что он ищет помощи человеческой, т. е. лечится; а к Божией помощи не прибегает, т. е. в болезни своей не радит приступить к небесному Врачу, и приобщиться Животворящих Таин Его, что должно выполнить ныне не дожидаясь Великаго Поста, а в Великий Пост повторить еще; иначе не безопасно находиться в нерадении о спасительном врачевстве. Равно слышал я, что и долголетняя страдалица..... безнадежно больна, о чем тоже сожалею я. Помню я, что благочестивая бабушка Ваша за то, что была благочестива, много молилась, и все посты и постны дни всегда хранила, редко когда хворала, и прожила было 100 лет. А дети ея, равно и некоторые внучата, усвоили себе ревности ея ко благочестию, особенно без зазрения совести нарушают посты, за то почти безпрерывно хворают, и, не доживши своего века, умирают. Не правда ли? А посему положи Вам, Господи, хранение иметь во всем. За сим приношу Вам поздравление мое с грядущим радостным праздником Святаго и Великаго Чудотворца Николая, купно и с переходом Вашим в новый дом свой; каковое светлое торжество должно быть для Вас радостнее всех минувших дней. А посему да возрадуется душа Ваша о Господе, яко не помяну грехов юности и неведения Вашего, но призре на смирение Ваше, и на молитвы молящихся о Вас. И сим сократя строки сии, остаюсь к Вам навсегда с высокопочтением моим и любовию о Христе Иисусе, благожелательным богомольцем Вашим и всенижайшим слугою убогий и хворый калека недостойный Игумен Антоний.
24 Ноября 1856 г.
136. Все наши грехи терпит Господь, но хулы и ропотливости не выносит
Благодарю Вас за уведомление о кончине любезнейшаго братца Вашего, котораго святое имя для всегдашняго поминовения вписано в церковную таблицу; равно и я по долгу христианской любви одолжаюсь поминать его в недостойных молитвах моих пред Богом как во святом храме, так и келейно. Слава Богу, кончина его была с чувством сердечнаго раскаяния во грехах юности и неведения; а посему есть надежда на Божие помилование его от вечнаго осуждения, о чем должно порадоваться и поблагодарить Спасителя нашего Бога всем его родным. Что касается до ропотливости Вашей на всеблагаго и премилосердаго Господа Бога, что Он будто бы несправедлив и не признателен к Вашим добрым делам и пожертвованиям, то таковую ропотливость должно отнести или к высшей степени гордыни, или к крайнему неразумию. И за что же роптать? Чем обидел Вас Бог? По моему мнению, за таковую безразсудную ропотливость свою не только должно стыдиться людей, но и самых стен своей комнаты. Но когда Вы с сердцем сокрушенным и смиренным исповедываете сей грех и испрашиваете прощения и разрешения, то я от души прощаю Вас с своей стороны и разрешаю, а епитимию налагаю на Вас вот какую: чтобы впредь на Бога хулы и ропота остерегались Вы боялись как смерти; ибо Господь Бог, по великому милосердию Своему, все грехи наши долготерпеливо терпит, но хулы и ропотливости нашей не выносит милосердие Его.
4 Июня 1857 г.
137. «Не окончить жизнь во гневе...»
О том, что открылась между Вами родственная размолвка, которая столько охолодила Ваши сердца, что Вы теперь больше стали похожи на чужих, а не на родных, о сем я душевно сожалею. Впрочем, всех Вас можно извинить, что Вы поссорились за наследство имения, которое во временной жизни имеет какую-то цену. Но должно сказать, что на будущее время оно ни той, ни другой стороне обещает ничего отраднаго. Св. Давид советует, говорит: «взыщи мира»; а посему хорошо бы было и Вам все озаботиться о примирении, дабы не окончить жизнь во гневе; о чем да вразумит Вас сам Господь Бог!
138. О тяжком горе — смерти брата
Скажу Вам о своем горе, что добрый мой брат, отец Савватий, 24 Октября оставил меня навсегда, преселившись в блаженную вечность. Что делать? Разлука подобная хотя всем нам и неминуема, но мне нелегка, ибо и безсловесные, долго живя один с другим вкупе, по разлуки бывают безутешны; а мы с отцем Саввой тем более двадцати лет жили вкупе. А посему действительно чувствительна была для меня разлука с ним, о чем не распространяюсь ныне, а скажу вкратце, что два месяца болен был он тяжко, но ни разу не охнул и не простонал. Незадолго пред смертию просил он меня, чтоб я его поцеловал (чего никогда с нами не бывало); и это было последнее целование. И я последний вздох его видел, и послужил я ему своими руками и омовением, и облачением, и положением во гроб, и выносом во храм, и служением, и отпеванием, и погребением. И был он напутствован 10 раз; а последний день провел я при нем 22 часа, и столь сильно изнемог, что едва пришел в чувство, что со мной делается. Но о всем оном да славится от нас Господь Бог!
10 Ноября 1856 г.
139. О кончине старца Макария
С душевным прискорбием доношу Вам о том, о чем, уповаю, известно уже Вам, т. е. что благочестивый и боголюбивейший старец наш отец Макарий Сентября 7 утром в половине ранней литургии почил о Господе, после непродолжительной, но весьма мучительной, болезни своей. Был тяжко болен 12 дней, в которые ежедневно приобщался Св. Христовых Таин, и был особорован св. слеем, принял на себя вел. схиму без перемены прежняго имени, и до последней минуты исхода души был в совершенной памяти. А на четвертый день по кончине был перенесен из скита в обитель, и по отпетии надгробном был погребен подле старца отца Леонида. Раннюю литургию на погребении его я служил с 4мя иеромонахами и Змя иеродиаконами, а позднюю служил отец Архимандрит с 8ю иеромонахами и 5ю иеродиаконами; а на отпевании с отцем Архимандритом было в облачении 20 иеромонахов, 2 протоиерея, 4 иерея и 10 иеродиаконов и диаконов. Стечение людей разных сословий были без числа. И до погребения его день и ночь продолжались панихиды безпрерывно, которыя и доселе не прекращаются. И вот я живу на свете 66-й год, но таких духовноторжественных похорон не видывал, какия были совершены отцу Макарию. Истинно слово Божие: «Аз прославляющих Мя прославлю». И как старец сей в жизни своей всех любил, так и по кончине многих на гроб свой собрал. Не знаю, мы, нищие от дел благих, будем ли удостоены толико великой молитвенной памяти о себе, какой сподобился блаженный старец наш Макарий, котораго святая душа во благих водворяется.
17 Сентября 1860 г.