«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Неожиданным писанием Вашим я был крайне удивлен. Вы просите у меня сострадания; но я всегда имел сострадание к болезням Вашим. В последнюю бытность Вашу у нас заметно было тяжкое страдание Ваше по внутреннему человеку; и по отъезде Вашем я молил Господа Бога, да облегчит Он скорби Ваши; желал даже взять их на себя, но мне этого еще не дано. Теперь Вы просите у меня утешения и совета; что и побудило меня Вам ответствовать. И так, призвав Господа в помощь неразумию моему, я был вразумлен,что сия печаль ниспосылается Вам из особенной милости Иисуса Сладчайшаго: его же бо любит Господь, наказует. Еще же сие тяжкое томление попущено на Вас не столько во очищение преждебывших грехов юности и неведения, сколько в предохранение от будущих; ибо теперь во время скорби Вы и молитесь, и плачете, и ищете везде утешения и святых молитв; что свободной в духе и веселой и в голову бы не пришло. И так мы должны сказать: благословен Бог, благоволивый тако, слава Тебе. Еще Вы пишете ко мне, что я слишком строг к Вам; а я никогда не замечал в себе строгости в обхождении с Вами, но обращался со всеми Вами с истинною любовию о Господе. Ей, не из каких видов, не из корыстолюбия и не для показания себя, дабы Вы лезли ко мне, как пчелы к соту, но за пользу душ Ваших, и для приобретения Вам тех благ, коих Вы еще не имели. Впрочем я Вам не законополагал, а советовал, оставляя Вас действовать свободною волею; и теперь прошу,-будьте, как и прежде, владыкою, а не рабою своих желаний. Яко же нужный матери не только обильно питают младенцев своих млеком, но иногда балуют их и игрушками, чтобы они были веселы, и никогда не унывали: так и я не возбраняю Вам для успокоения духа Вашего иметь и выезды и посещения и беседы и книги; но чтобы все было во славу Божию, и по приезде должно испытать себя по совести, какую пользу сие принесло душе Вашей. На счет книги «о чувственной любви», я советовал Вам прочесть оную не для того, чтобы Вы о сей мерзкой страсти более знали и страдали, но чтобы вовсе не страдали; ибо нечистый дух ничем столько не искушает человека, как желанием отведать то, что из равно ангела может претворить в скотину нечувственную. Что касается до меня, то я оную книгу прочел с удовольствием и с большею пользою для души, как и многия другия духовныя лица. Если же Вы чувствуете иное, то от чтения оной советую Вам поудержаться. Паче же всего, чтобы Вам всегда быть в духе веселом и спокойном, молю Вас,-будьте оною кроткою и смиренною агницею Христовою, о ея же кротком нраве сказано во Евангелии: «ни проречет, ни возопиет». А чтобы нам с Вами быть таковыми, то помолимся вкупе ко Иисусу сладчайшему, чтобы Он Сам научил нас кротости и смирению, и умиротворил сердце наше.
23 Апреля 1844 г.
150. Наставление духовному чаду о богоугодной жизни
Достопочтенейшая о Господе Н. Н.
Приношу Вам всеусерднейшую благодарность мою за приятное мне письмецо Ваше, писанное от 17 Апреля, и за благожелательное поздравление меня недостойнаго с праздником Святыя Пасхи Христовой, с которою и я предварительно Вас поздравлял. Но Вы пространнаго моего письмеца, писаннаго в половине Марта месяца, не получили, которое или затеряно, или удержано в Москве неблагомыслящими. И тем лишили Вас удовольствия прочитать оное; посему и труды мои в написании погибли вотще. Что делать? Враг человек сотвори сие. А если и это письмо не достигнет Ваших рук, тогда не знаю, как поступить?
Сердечно порадовался я тому, что и здоровы Вы, и что чувствуете перемену в себе и усердие ко всему доброму, т. е. и к молитве, и к воздержанию, в чем и впредь да поможет Вам Господь Бог Своею благодатию!
Вы спрашиваете меня, какия читать книги? Советую читать наиболее духовныя, и оными напитывать свою душу, или нравственно-духовныя: «Училище благочестия» и «Жития русских святых», новое сочинение Муравьева; Письма Святогорца, и еще Письма с Востока, соч. Муравьева, и его же Путешествие к русской святыне и во Иерусалим, и проч. Еще прочтите жизнеописание Графини Орловой Анны Алексеевны, сочин. Н. Елагина. Романов же, хотя они и приятны для чтения, читать Вам не советую. А на счет молитвы, советую Вам ежедневно читать утренния молитвы и вечерния; для сего нужно иметь и молитвенничек; а когда нет его,- купить. Также не мешало бы иметь у себя и Новый Завет; ибо как утешает Вашу душу Распятие Христово, так и слова Христовы будут утешать Вас и вразумлять. Весьма хорошо ходить и в церковь к св. литургии в праздничные дни; ибо и Господь Бог всем заповедал помнить день субботний, т. е. воскресный или праздничный, и святить его молитвою и благочестивыми занятиями. Но если и в будни почувствовали бы когда скуку и имели бы свободу, то можно тоже сходить во св. храм к литургии; и тем получите себе успокоение и утешение. Вы пишете, что на время не хочете оставить С. П. Б., и посему решаетесь жить в нем. На это я опять тоже Вам скажу: живите в нем на время, но мысли о преселении своем не покидайте, взывая ко Господу: «изведи Господи, из темницы душу мою», и: «скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду», т. е. укажи мне, Господи, дорогу, по которой мне должно идти, чтоб к Тебе дойти. А, живя и занимаясь рукоделием, советую Вам не увлекаться сердцем своим любезничаньем молодых людей, коих приятная беседа хотя мягче елея, но оныя вместо стрел уязвляют душу, и оставляют по себе негодныя впечатления. А посему не стоят они того, чтоб дарить их когда улыбкою своею.
Не посетуйте Вы на меня за то, что медленно отвечаю я на Ваши письма. Причиною тому, что я почти безпрерывно нахожусь в болезни. Впрочем, чтобы ни случилось со мною, я должен все терпеть, и за все Бога благодарить. А, наконец, скажу Вам еще и то, что от любви и благожелания моего к Вам ничто мне не воспрепятствует. Вместе с таковым чувствованием и остаюсь к Вам навсегда благожелательным богомольцем Вашим весьма немощный, и приснослабый, и недостойный Игумен Антоний.
12 Мая 1856 г.
151. Выбор жизненного пути — супружество или монашество — возможен лишь однажды
Достопочтеннейшая и многострадальная Н. Н.
Почтеннейшее писание Ваше я получил, за которое и приношу Вам благодарность мою. Но читая оное, и дочитавшись до слова «я согласна» .. . сердце мое зараз поражено было грустным чувствованием едва не до слез о том. Я подивился, какая скорая и неожиданная перемена случилась с Вами. Вы прежде не хотели брачной жизни, и желали удалиться от суеты сует, и приблизиться к Богу молитвою и хранением целомудрия, воздержанием и уединением, и искренним уверением ничего не предпринимать без совета. И вдруг без всякой благословной вины, забывши или презревши это все, сказать, «я согласна». И в дополнение к опрометчивости своей просите меня дать Вам благословение на этот важный шаг, и написать Вам на сие что либо отрадное. Но что могу я написать отраднаго, когда я не знаю, есть ли на это воля Божия, и благим ли духом побуждены Вы к брачной жизни, или неблагим? Знаю я, что брачная жизнь-благословенная жизнь; но Вы соглашались уже в сердце своем хранить целомудрие и посвятить себя Богу, но потом чрез краткое время взять себя у Бога и отдать человеку, хорошо ли это? Если б предварительно спросили Вы на сие моего совета, я не отказал бы Вам в благословении. А если теперь скажу: «Бог благословит вступить тебе в брак»; а после вступления, если случатся в брачной жизни каковыя тяжкия искушения; (поелику и счастливая участь не свободна от искушений), Вы будете плакаться и жаловаться на меня, что «я безразсудно послушалась его, и теперь должна страдать»: то посудите сами, приятно ли будет мне выслушивать упреки от Вас и от своей совести? Но когда бы не поспешили Вы сказать «я согласна», тогда можно бы было поправить это дело; а теперь не знаю как. Хорошо, если б Вы под предлогом болезни своей упросили оставить Вас на один год в покое, не делая Вам никаких убеждений вновь, и это время употребили бы на молитву, на безпристрастное обсуждение брачной жизни, и на приготовление себя к оной. И если б еще хотя на денек повидались со мною недостойным и побеседовали бы, то благо бы было Вам. А когда невозможно отсрочить сего далее 10-го июля, то я с своей стороны свободы Вас не лишаю;- Бог с Вами! Бог Вас да благословит! Простите меня ради Господа, что неумышленным молчанием своим вывел Вас из терпения и подал случай, не дождавшись моего письма, сказать «я согласна»! Вы спрашиваете меня, не нужно ли что для меня из ястия и пития: то я, по милости Божией, все необходимое для продовольствия своего с избытком имею; а посему и назначений своих никому не делаю. Спаси Вас, Господи!
Итак, простите мне ради Христа, если что не по души Вам написал.
За сим испрашиваю Вам от Господа Бога мир и благословение, здравие и спасение, и на все добрыя начинания помощь Божию и благопоспешение. И остаюсь навсегда к Вашему высокороднейшему лицу с истинным высокопочитанием моим и любовию о Христе Иисусе благожелательным богомольцем Вашим и всенижайшим слугою весьма немощный и приснослабый и недостойный Игумен Антоний.