«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
14 Мая 1857 г.
155. Постепенный уход от мира очень труден, но внезапный — еще труднее
Возмогайте о благодати Божией и будьте мужественны н благодушны!
Вы, богоданное чадо мое духовное, доказали мне на самом деле привязанность, любовь о Христе Иисусе, и откровеность во всем ко мне недостойному, возрастающими в Вас по замечанию Вашему не по часам, а по минутам. Дай Бог и мне соответственным быть Вашему избранию и доверию. Но я как лично говорил, тоже самое и заочно скажу, что я весьма в ограниченном нахожусь положении, и ничего другаго обещать Вам не в состоянии, кроме всегдашней молитвы моей о Вас и сострадания моего к Вам. И сколько буду иметь зависящей от меня возможности, готовым себя имею содействовать Вашему спасению. О болезненном состоянии Вашем сердечно сожалею я, и прошу Господа даровать Вам скорое исцеление. Сон Ваш о разматывании ниток и о питии воды отчасти справедлив, т. е. общее имели мы совещание с Вами, как выпутаться от суеты сует. А питие воды означает благодать очистительную грехов, которая совершена была над Вами при таинстве исповедания. Прочия сновидения: мясоядение, папиросы и иныя гнусныя представления бывают от врага для того, чтоб занять ум Ваш мечтою. Весьма благо, что Вы ранее обыкновеннаго встаете. Для сего ранее прежняго должно и ложиться, дабы не чувствовать разслабления. Приятно Богу и воздержание Ваше. Но чтобы не выставить себя пред другими постящеюся, то говорите любопытствующим, что Вы почуствовали к рыбе какую-то антипатию. Но в праздник Благовещения и на Вербное Воскресение употребите оную. А о курочках скажите: в пост опасаюсь употреблять их, дабы оне не пожаловались Богу на меня, что их зарежут для меня. С перваго же дня Св. Пасхи все предлагаемое Вам употребляйте во славу Божию, кроме среды и пятка.
Теперь в утешение Ваше остается одна собачка; но и ту ради Христа оставьте, чтобы сердце Ваше ни к чему не было привязано, кроме Бога. Справедливо говорите Вы, что теперь у Вас весьма много работы и умственной и физической, который приводят Вас в безсилие. Тоже самое и я в последний год, при отбытии от суеты сует, чувствовал. Ибо надобно было от всех скрывать о своем намерении, т. е. хитрить, и наружно оказывать себя нисколько разсеянным; так что я едва до чахотки себя не довел. Ибо кто два месяца меня не видал, тот и не узнавал. Но когда достиг я своей цели, тогда не только здоровье возвратилось, но еще и усугубилось. Посему и вы не опасайтесь своего безсилия; ибо Господь крепость людем своим дасть, и Господь миром (т. е. спокойствием душевным) благословит люди Своя. А мысленный голос, будто слышанный Вами, не верь ему, он проведет и обманет тебя; и ты останешься самая несчастная. Есть голос вражий, силящийся ввергнуть Вас в неверие. Но я отдаю Вам себя на суд Вашей совести, что я никаких корыстолюбивых видов не имею в Вас, и ничем, ни делом ни словом, не привлекаю к себе, и ничего не имею в себе, чем бы мог привлечь; ибо по души и по телу нищ есмь и убог. Влечение же это ко мне, собственно Ваше, или внушено Вам от благодати за Вашу пользу.Письмо братцево возвращаю к вам. Он пишет как человек умный, и все зняющий. А вы теперь наиболее выслушиваете внутренний глас, никем не слышимый, кроме Вас самих. А прочие хотя бы и силились все разгадать; но сказано: приступить человек и сердце глубоко, т. е. неудобозримо. После сего всеусерднейше желаю Вам душеспасительную четыредесятницу святаго поста во здравии довершить и радостное светлое торжество спасительнаго Воскресения Христова радостным и благоговеющим сердцем встретить и препроводить; а наконец и прочие дни и лета жизни своей до маститой старости препровождать под покровом Божией Матери во здравии и благодушии со упованием на спасение Божие.
16 Марта 1857 г.
156. На смиренных сердцем — благословение Божие
Возлюбленное о Господе чадо мое духовное!
Чрез сии скудныя строки, побуждаемый чувствованиями искренней к Вам о Христе Иисусе духовной любви, пишу Вам из глубины души усердное поздравление со днем рождения Вашего. Да сохранит Господь дражайшее бытие Ваше во славу Свою святую на многия лета в вожделенном здравии и благоденствии, и в преуспеянии во всех добродетелях, а паче всего в боголюбезном смирении; ибо смиренных духом Сам Господь любит, и на смиренных Он любезно всегда призирает, и смиренным благодать Свою изливает; поелику смиренные бывают чисты сердцем, свободны от раздражительности, любовны ко всем, послушливы во всем, и прочими благами исполнены. Посему с нынешняго святаго дня даруй Вам, Господи, быть таковыми; чего богомольчески Вам желаю, возлюбленному чаду моему и другу. При сем препровождаю крест Христов, которым в сей святый день Вас благословляю. И еще прилагаю духовную лествицу на небо, т. е. четочки, по которой с молитвою Иисусовою возвышайтесь понемногу день ото дня. Четочки эти, костяныя и облыя, да будут для Вас иероглифом чистоты и крепости, чтобы и Вам соблюдать сердце свое от мечтаний нечистых, и быть крепкими и мужественными в избранном Вами пути.
10 июля 1857 г.
157. Воздержание от празднословия выше, нежели воздержание от скоромной пищи
Вы вопрошаете меня о том, сколько пробыть Вам у тетеньки. Я сроку не определяю Вам о сем; можно пробыть до новаго года; а когда тетенька попросить и еще побыть у ней, то и в этом не будет Вам греха утешить ее; чрез что еще более почувствует она любовь Вашу к ней, и будет это не без награды Вам от Бога; ибо Он все сие приемлет на Себя, говоря: болен бех и посетисте Мене.
Равно и на счет употребления скоромной пищи не безпокойтесь; ибо и на сей случай Спаситель говорит: да не явишися пред людьми в лице постящимся. Притом с праздника Рождества Христова до Богоявления Св. Церковь разрешает и в среду и в пяток употреблять мясное. Так для чего же Вам иначе поступать? Иначе могуть люди или осмеивать Вас, как святошу, или говорить, что Вы за какое нибудь тяжкое преступление находитесь, по духовному суду, под епитимиею; а разрешением своим на ястие Вы успокоите всех. Кушайте же во славу Божию все предлагаемое Вам без сомнения . А вместо сего положите Вы хранение устом своим от празднословия, смехословия и осуждения. Это будет выше Вашего поста. А чтобы не было Вам слишком скучно, то понуждайте себя к молитве, и к чтению полезных книг.
28 Декабря 1857 г.