«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Возлюбленное о Господе чадо мое духовное!
Чрез сии скудныя строки, побуждаемый чувствованиями искренней к Вам о Христе Иисусе духовной любви, пишу Вам из глубины души усердное поздравление со днем рождения Вашего. Да сохранит Господь дражайшее бытие Ваше во славу Свою святую на многия лета в вожделенном здравии и благоденствии, и в преуспеянии во всех добродетелях, а паче всего в боголюбезном смирении; ибо смиренных духом Сам Господь любит, и на смиренных Он любезно всегда призирает, и смиренным благодать Свою изливает; поелику смиренные бывают чисты сердцем, свободны от раздражительности, любовны ко всем, послушливы во всем, и прочими благами исполнены. Посему с нынешняго святаго дня даруй Вам, Господи, быть таковыми; чего богомольчески Вам желаю, возлюбленному чаду моему и другу. При сем препровождаю крест Христов, которым в сей святый день Вас благословляю. И еще прилагаю духовную лествицу на небо, т. е. четочки, по которой с молитвою Иисусовою возвышайтесь понемногу день ото дня. Четочки эти, костяныя и облыя, да будут для Вас иероглифом чистоты и крепости, чтобы и Вам соблюдать сердце свое от мечтаний нечистых, и быть крепкими и мужественными в избранном Вами пути.
10 июля 1857 г.
157. Воздержание от празднословия выше, нежели воздержание от скоромной пищи
Вы вопрошаете меня о том, сколько пробыть Вам у тетеньки. Я сроку не определяю Вам о сем; можно пробыть до новаго года; а когда тетенька попросить и еще побыть у ней, то и в этом не будет Вам греха утешить ее; чрез что еще более почувствует она любовь Вашу к ней, и будет это не без награды Вам от Бога; ибо Он все сие приемлет на Себя, говоря: болен бех и посетисте Мене.
Равно и на счет употребления скоромной пищи не безпокойтесь; ибо и на сей случай Спаситель говорит: да не явишися пред людьми в лице постящимся. Притом с праздника Рождества Христова до Богоявления Св. Церковь разрешает и в среду и в пяток употреблять мясное. Так для чего же Вам иначе поступать? Иначе могуть люди или осмеивать Вас, как святошу, или говорить, что Вы за какое нибудь тяжкое преступление находитесь, по духовному суду, под епитимиею; а разрешением своим на ястие Вы успокоите всех. Кушайте же во славу Божию все предлагаемое Вам без сомнения . А вместо сего положите Вы хранение устом своим от празднословия, смехословия и осуждения. Это будет выше Вашего поста. А чтобы не было Вам слишком скучно, то понуждайте себя к молитве, и к чтению полезных книг.
28 Декабря 1857 г.
Приношу Вам поздравление мое с новым годом, который да благословит Вас Господь Бог начать и продолжать во здравии и благоденствии, и преуспеянии во всех добродетелях, а наипаче всего в боголюбезном смирении, которое выше есть и поста и молитвы, и скорее может спасти человека, и приблизить к Богу. Посему и даруй Вам, Господи, научиться оному, чрез которое и будете Вы счастливы не только на земле, но и на небеси.
158. После зимы приходит весна, посему будем надеяться на радость после тоски и страдания
О том, что Вы кашляете, и унываете духом своим, я сердечно сожалею, и молю Господа Бога, чтобы облегчил страдание Ваше, и возвратил спокойствие сердцу, и утешил Вас возвращением в тихое пристанище; а теперь Вы находитесь как будто на чужой стороне или в плену, где и видите и слышите все другое, и имеете участие в том, чего бы не желали Вы; посему душа Ваша невольным образом опечаливается, и впадает в горькое уныние. Советую Вам ободрять себя молитвою, хотя краткою, и упованием, что как после зимы и суровой непогоды приходит приятная весна, так и после скуки не замедлить показаться приятная отрада; а посему этою надеждою и утешайте Вы себя.
Вы вопрошаете меня на счет церковной службы, в какие дни у ней бывать? В праздничные дни должно быть, а в непраздничные дни какой нибудь часок, или несколько минуток келейно помолитесь; недостаток заменится Вам служением больной тетеньки; ибо любовь не точию более нашей молитвы, но и выше всех жертвоприношений; посему не безпокойтесь, что мало остается Вам времени на духовныя упражнения. А на счет разсеянности и любезничанья с посетителями, то хотя и приятна для всех ласковость и приветливость; но когда оныя служат для других побуждением к непристойным побуждениям, то полезнее себя удерживать от разсеяния; ибо скромное обхождение девы лучше всего. На счет же вопрошения Вашего о снах; то я не Иосиф, чтоб правильно мог понимать оные, и передавать другим; а слыхал, что видимая мантия означает покров Божий, посему и сестрица Ваша А. М., не взирая на многия ея погрешности, находится не вне покровительства Божия, ожидающаго обращения и исправления ея. А виденный крест означает спасение Ваше от искушений и бед; посему радуйтесь Вы сему и не унывайте!
18 Января 1858 г.
Очень жаль, что тетенька уклоняется от приобщения Св. Христовых Таин, и за сию неблагомысленную уклончивость, не знаю, удостоится ли она оных, что к сожалению случилось и с нашим О. Е.
159. Пост — прежде всего для души, помыслов, словес, а затем уж воздержание в пище