«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Приношу Вам поздравление мое с новым годом, который да благословит Вас Господь Бог начать и продолжать во здравии и благоденствии, и преуспеянии во всех добродетелях, а наипаче всего в боголюбезном смирении, которое выше есть и поста и молитвы, и скорее может спасти человека, и приблизить к Богу. Посему и даруй Вам, Господи, научиться оному, чрез которое и будете Вы счастливы не только на земле, но и на небеси.

158. После зимы приходит весна, посему будем надеяться на радость после тоски и страдания

О том, что Вы кашляете, и унываете духом своим, я сердечно сожалею, и молю Господа Бога, чтобы облегчил страдание Ваше, и возвратил спокойствие сердцу, и утешил Вас возвращением в тихое пристанище; а теперь Вы находитесь как будто на чужой стороне или в плену, где и видите и слышите все другое, и имеете участие в том, чего бы не желали Вы; посему душа Ваша невольным образом опечаливается, и впадает в горькое уныние. Советую Вам ободрять себя молитвою, хотя краткою, и упованием, что как после зимы и суровой непогоды приходит приятная весна, так и после скуки не замедлить показаться приятная отрада; а посему этою надеждою и утешайте Вы себя.

Вы вопрошаете меня на счет церковной службы, в какие дни у ней бывать? В праздничные дни должно быть, а в непраздничные дни какой нибудь часок, или несколько минуток келейно помолитесь; недостаток заменится Вам служением больной тетеньки; ибо любовь не точию более нашей молитвы, но и выше всех жертвоприношений; посему не безпокойтесь, что мало остается Вам времени на духовныя упражнения. А на счет разсеянности и любезничанья с посетителями, то хотя и приятна для всех ласковость и приветливость; но когда оныя служат для других побуждением к непристойным побуждениям, то полезнее себя удерживать от разсеяния; ибо скромное обхождение девы лучше всего. На счет же вопрошения Вашего о снах; то я не Иосиф, чтоб правильно мог понимать оные, и передавать другим; а слыхал, что видимая мантия означает покров Божий, посему и сестрица Ваша А. М., не взирая на многия ея погрешности, находится не вне покровительства Божия, ожидающаго обращения и исправления ея. А виденный крест означает спасение Ваше от искушений и бед; посему радуйтесь Вы сему и не унывайте!

18 Января 1858 г.

Очень жаль, что тетенька уклоняется от приобщения Св. Христовых Таин, и за сию неблагомысленную уклончивость, не знаю, удостоится ли она оных, что к сожалению случилось и с нашим О. Е.

159. Пост — прежде всего для души, помыслов, словес, а затем уж воздержание в пище

Приношу Вам поздравление мое с наступившим святым постом, который даруй, Боже, Вам совершить во здравии и с пользою для своей души, и в воздержании не столько от пищи, сколько от страстей. Святая церковь гласит: пост есть не брашен ошаяние, но злых отчуждение, удержание языка от празднословия и пересудов, охранение от раздражительности, похоти отложение, и лжи и льсти удаление. И кто так постится, того пост приятен бывает Богу, чего и желаю Вам от души.

Премного благодарю за подробное уведомление Ваше о теперешнем своем житье-бытье,

Братец Ваш в письме своем к Вам разсуждает об монашестве вовсе без здравомыслия, имея целию воспрепятствовать Вам ко спасению, и вовлечь в суету сует; чем он выказывает себя содействующим противному духу.

Сожалею я о Вашей тоске. Но когда бы Вы были разсудительны, тогда увидели бы то, что Одного только Господа Бога должно любить всем сердцем и душею, и жертвовать Ему всем, а не человека. Ибо и Сам Господь Бог, Который есть Любы, не одобряет того, кто любит отца своего, или матерь, или братьев и сестер паче Его, и говорит: тот человек несть Мене достоин. По сему указанию, хотя я и искренно люблю Вас о Христе, но тоски не чувствую, а только сожаление находит, что страдаете Вы; но когда бы были при мне, то горя менее было бы; впрочем силен есть Господь утешить Вас взаимным свиданием.

4 Февраля 1858 г.

160. Наиважнейшее — любовь ко Господу нашему

Возлюбленное о Господе духовное чадо мое! Писания Ваши, исполненныя весьма многой любви и откровенности ко мне недостойному, писанныя ежедневно с