«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Приношу Вам поздравление мое с наступившим святым постом, который даруй, Боже, Вам совершить во здравии и с пользою для своей души, и в воздержании не столько от пищи, сколько от страстей. Святая церковь гласит: пост есть не брашен ошаяние, но злых отчуждение, удержание языка от празднословия и пересудов, охранение от раздражительности, похоти отложение, и лжи и льсти удаление. И кто так постится, того пост приятен бывает Богу, чего и желаю Вам от души.
Премного благодарю за подробное уведомление Ваше о теперешнем своем житье-бытье,
Братец Ваш в письме своем к Вам разсуждает об монашестве вовсе без здравомыслия, имея целию воспрепятствовать Вам ко спасению, и вовлечь в суету сует; чем он выказывает себя содействующим противному духу.
Сожалею я о Вашей тоске. Но когда бы Вы были разсудительны, тогда увидели бы то, что Одного только Господа Бога должно любить всем сердцем и душею, и жертвовать Ему всем, а не человека. Ибо и Сам Господь Бог, Который есть Любы, не одобряет того, кто любит отца своего, или матерь, или братьев и сестер паче Его, и говорит: тот человек несть Мене достоин. По сему указанию, хотя я и искренно люблю Вас о Христе, но тоски не чувствую, а только сожаление находит, что страдаете Вы; но когда бы были при мне, то горя менее было бы; впрочем силен есть Господь утешить Вас взаимным свиданием.
4 Февраля 1858 г.
160. Наиважнейшее — любовь ко Господу нашему
Возлюбленное о Господе духовное чадо мое! Писания Ваши, исполненныя весьма многой любви и откровенности ко мне недостойному, писанныя ежедневно с
1 по 8 Февраля, я имел утешение получить исправно, за которыя премного Вас благодарю. А за то, что я последним письмом моим опечалил Вас, смиренно прошу милостиваго прощения мне, грубому и неблагодарному. Мне и самому очень было грустно, что я не умел изобразить на бумаге моих сердечных чувств пред Вами; и хотел возвратить письмо оное с почты, да опоздал. Между тем скажу Вам во оправдание свое то, что оно было не от холодности писано, но в предохранение холодности в Вашем сердце ко мне грубому; ибо замечал я неоднократно, что некоторыя лица столь горячо ко мне были расположены и высоко о мне думали, что даже божеством своим меня именовали, а теперь смотрят на меня, как на человека весьма обыкновеннаго, и внутренне жалеют о прежней горячности своей; между тем я все тот же человек, исполненный нравственных недостатков. И это попускается наиболее на тех, которые пристрастно любят, т. е. до обоготворения, именуя меня своим божеством. В Вашем же лице усматриваю я более всех, любивших меня, любящую, и готовую жертвовать не точию всем своим достоянием, но и собою. Мало сего, готовы и душу свою положить за меня, т. е. быть до смерти своей моей гробовою, и умереть при моем гробе; может ли быть что более таковой любви? Но Господь Бог заповедал нам любить друг друга не в такой мере; посему то я и осмелился напомнить Вам об умеренности во избежание раскаяния; и если я этим огорчаю Вас, прошу простить меня; ибо как Вы открываете мне все свои мысли и суждения, так и я сообщил Вам это, да не оскорблю, но чтоб предохранить от негодования.
На счет Вашего желания приехать к нам в обитель на шестой недели поста, и пробыть с нами и Страстную и Святую, я этому сердечно буду рад. Устрой, Господи, сие по воле Своей Святой. И когда тетенька будет жива, то это должно сделать с ея согласия; а иначе опечалится она.
На счет побуждения своего курить табак, советую Вам и мысли не иметь о том, кольми паче дела. Равно и с кавалерами сидя, блюдите себя, хранить свои очи и уши, чтоб чрез сии растворенныя двери какая гадина не заползла в сердце, т. е. нечистое и похотное воображение.
Приятно было мне читать уведомление Ваше о Г. Дай, Бог, ей не озираться вспять на прежнее, но непоколебимо держаться добраго предложения; ибо таковой человек мил бывает Отцу Небесному, что можно видеть из истории о блудном сыне.
За сим простите меня ради Христа за все, и за то, что Вас я оскорбляю; и между тем примите истинное уверение мое в том, что я Вас от души люблю, и с этими чувствами умру, и буду до гроба всегдашним о Вас богомольцем и благожелателем преслабый и недостойный И. А.
11 Февраля 1858 г.
161. Употребление икры в пост — меньший грех, нежели уклонение от молитвы