«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вы теперь находитесь в Москве, как будто бы среди великаго и пространнаго моря, в коем, по слову св. Давида, гади ихже несть числа, тамо животная малая с великими, и змий-диавол, иский, кого поглотити; то есть, окружены Вы многими соблазнами, искушениями, людьми разномыслящими, собственными помыслами, и дьяволом. И все оное совокупно говорят Вам, и твердят, и шепчут, и останавливают: «Разве с ума ты сошел? Зачем тебе идти в монастырь? Можно и в мире живя спастись, и другим быть примером спасения? Неужели ты думаешь, только одни монахи спасутся, а прочие нет? Не обманывайся такою мечтою, друг наш! Бог не одним монахам, но всем человеком хощет спастися, и Владычество Его не в монастырях токмо, но на всяком месте?» Но все таковые и подобные сим внушения противнаго духа, не к тому склоняют, чтоб привлечь Вас к ближайшему спасенью, но чтоб отвлечь от онаго и запутать в своих сетях. Ты же, человече Божий, яко острозрительная серна, бегай сетей сих, и отврати очи твои еже не видети суеты, и уши твои еже не слышати ложная и льстивая слова, который умякнуша паче елея, и та суть стрелы, могущия убить душу. Посему скажу Вам и то, что хотя иго монашеское и благое, но впрочем и нелегкое: должно приготовить себя на труд и на различныя лишения; ибо тесным путем надобно идти в живот вечный, и многими скорбьми, как говорит наш Спаситель, подобает нам внити в Царствие Небесное, что действительно не легко, и трудно и неприятно кажется нам. Но неужели свернуть нам с онаго на путь широкой и пространной и легкой, ведущий в вечную пагубу? Да сохранит нас Господь и от мысли таковой!

6 Мая 1855 г.

166. От намерения посвятить себя Господу старайтесь ни на иоту не отступать

Возлюбленный о Гооподе и милостивейший благодетель мой!

Во-первых свидетельствую Вам мое истинное высокопочитание, и из глубины души приношу Вам всечувствительнейшую благодарность мою за весьма радушной прием Ваш, оказанной нам, и обильное упокоение хлебом и солью; ибо Вы так много и щедро угостили нас в доме своем, как и Архиерея никто из жителей не принимал и не угощал, это говорю я Вам без лести. За каковое усердие Ваше к нам, убогим странникам, да воздаст Вам Господь Бог милостию Своею в жизни сей и в будущей.

В бытность мою у Вас, мне понравился родительской домик Ваш, но в тоже время пришли мне на память и слова Божии, сказанные св. Аврааму, которыя приличны теперь и Вам, а именно: «Изыди от земли твоей, и от рода твоего, и от дому отца твоего, иди в землю, юже ти покажу, и будеши благословен». Посему и Вы, если желаете видети дни свои благи, должны удалиться; ибо теперешний образ праздной и разсеянной жизни Ваших братцев, покатой, как под гору, ко всем страстям и сластям, может для Вас служить соблазнительным примером и преткновением, или всегдашнею раздражительностью на них. Ибо удерживать их в границах своих Вам нелегко; да и им слушать Вас во всем, тяжко; поелику они теперь не дети, но мужи по летам своим, и думают только о умножении и исполнении удовольствий своих, и, как будто в тумане каком, нисколько не предвидят того, что чрез праздную и разсеянную жизнь не только будет разстраиваться хозяйство их и все оскудевать в доме, но и самое здоровье их будет разстраиваться, и заступят место онаго разныя тяжкия и продолжительныя и неизцельныя болезни, которыя теперь, действительно как в тумане, предвидеть нельзя. Посему, как негде сказано: «Довольно будет с тебя, если ты спасешь себя». А о их спасении, возверзи печаль свою на Господа, и не оставляй добраго своего намерения посвятить себя на служение Господу Богу; а если будете решимость свою день от дня откладывать, то запутаетесь в таких сетях, из которых при всем старании выкарапкаться не возможете, от каковой беды да сохранит Вас Господь Бог.

17 Октября 1855 г.

167. О привычках полезных и вредных, о товариществе худом и добром

Вы хотя мне лично и незнакомы, но я довольно наслышан об Вас от живущих со мною братий, притом и о том, что Вы имеете благое желание послужить Господу Богу во иноческом чине, чему сердечно порадовался я, и благодарил Бога, даровавшаго Вам толикое желание, которое да увенчает Господь вожделенным успехом. Между тем должно иметь осторожность, чтобы о своем намерении никому не открывать кроме Единаго Бога. Также должно опасаться худаго товарищества; а худой и неблагомыслящий товарищ есть тот, который любит вино, посещает трактиры, любит гулянья, и назирает младых жен и дев. Вино и жены многих погуби, глаголет Писание. Почему Бога ради охраняйте себя от таковых; ибо худыя привычки скоро и удобно в нас входят, отвычка же очень трудна и неудобна. Посему просите Господа Бога, чтобы Он усладил сердце Ваше божественною любовию, и под Покровом Своим сохранил Вас от всех бед душевных и телесных, и как праведнаго Лота чрез Ангелов извел древле из Содома и Гоморы, тако и Вам послал бы Ангела Хранителя, наставляющаго Вас на путь спасения. Чего от всея души моея богомольчески Вам желаю.

21 Августа 1842 г.

168. О сохранении целомудрия

Сердечно порадовался я о том, что Вы имеете желание вступить в монастырь, и мне недостойному послужить келейником. Исполни, Господи, желание Ваше на самом деле. Хотя и слуха никакого нет, чтоб меня перевели в Оптину, но желал бы там быть в числе самых новоначальных послушников, нежели быть где-либо начальником. Жалко то, что если я буду всегда жить в Малоярославце, то Вы не захотите и быть у меня! Впрочем, нет, возлюбленне! Если кто кого искренно полюбит, то никакое место от соединения не разлучит.

Вы просите, чтоб я молился об Вас; почему я с любовию моею и воспоминаю Вас в недостойных молитвах моих пред Богом, моля Его благость, чтобы Ангелом Своим заповедал о тебе сохранити тя во всех путех твоих. Между тем и Вас прошу, когда действительно имеете желание посвятить себя на служение Господу Богу, постарайтесь быть смиренномудрым и целомудренным, то есть, храните себя от шуточных бесед женских, и очи свои охраняйте от сладострастнаго взирания на них; ибо ничем иным толико не ратует диавол на человека, как женами. И хотя умякнуша словеса их паче елея, но та суть стрелы разжженныя. За тем-то премудрый Соломон юношам и советует, говоря: от лица жены, как от лица змеи, убойся. А чтобы действительно быть целомудренным, то должно удаляться от друзей дурных, и от употребления напиточков; поелику вино и друзья распутные всему научат дурному. От чего да сохранит тебя Господь Бог за молитвы всех святых и Богородицы.

За сим усерднейше поздравляю Вас со вступлением в поприще Святыя Четыредесятницы, которую да поможет Вам Господь Бог совершить с пользою своей душе, то есть, принесть чистосердечное раскаянье во всех погрешностях, в мимошедшем годе содеянных, с обещанием не возвращаться на прежняя слабости, и потом со страхом Божиим, и с верою, и с любовию приступить к Пречистым и Животворящим Христовым Тайнам; а после сего и Светлое Воскресение Его с радостию встретить да сподобит Вас Господь. Чего от всея души богомольчески Вам желает недостойный Игумен Антоний.