«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Давно полученное мною приятное письмецо Ваше побуждало меня к ответу на оное, но столь усилилась болезнь в ноге моей, что лишила меня сил к письменным упражнениям, за что простите немощи моей, и примите хотя и позднюю по времени, но всеусерднейшую благодарность за письмецо оное Ваше, которое не столько утешило меня, сколько опечалило тем, что и в тихом пристанище обитая, обуреваетесь Вы не менее плавающих по морю. Мы с Вами оба тяжко страждем, но я в страдании своем ощущаю мир мног в душе своей, а Вы ропотливостию своею выгнали его из себя вон. Вы пишете, что Вы и не по месту тут, и что в другом месте лучше будет Вам; но это одно лишь внушение противника, усиливающагося вытащить Вас от истинной пользы ко мнимой. Куда бы мы с Вами ни надумали уклониться или переселиться, туда же и внутренний свой хаос перетащим, ибо как смиренным душам везде земной рай, так несмиренным везде будет мука и каторга не легче смерти. Не определяйте себе тишины вне обители своей, но ищите ее в духе смирения Христова внутри оной и в своем сердце, обвиняя себя во всем и считая от души себя недостойною пользоваться тишиною, и Н. Н. холодность приписывая себе, за неблагоговейное и непочтительное и слишком дерзновенное объяснение и обхождение свое с нею. Вы знаете характер овечки Христовой, о которой в похвалу сказано: ни преречет, ни возопиет! И Вы, аще хощете видети дни свои благи, удерживайте язычек свой. А если это говорю Вам не по душе, то прошу Вас простить мне.

У нас в обители святой, 29 Октября скончался, после непродолжительной болезни, от внутренняго воспаления, иеродиакон и со всеми христианскими напутствиями и в памяти до последней минуты исхода. Коему даруй, Господи, вечный покой со святыми. Наконец и то будет, что и нас с Вами не будет! А до тех пор даруй нам, Господи, усердие ко исправлению себя, чтоб не только утешались нами люди, но и Ангели бы радовались! Чего как себе, так и Вам от души желаю, и до смерти и положении во гроб остаюсь с любовию моею к Вам Вашим богомольцем недостойный Игумен Антоний.

15 Ноября 1857 г.

228. Не призывайте смерть, ибо никто не знает своей загробной участи

Приношу Вам всечувствительнейшую благодарность мою во-первых за святую любовь Вашу ко мне грешному; потом благодарю Вас за все писания Ваши приятныя мне, равно благодарю Вас и за усердю Ваше: за все оное спасет Вас Господь Бог! Не сомневайтесь, любезная матушка, в любви моей к Вам; ты веси, яко люблю тя. Многие сомневаются, что я нечувствителен и непризнателен; но Бог лучше видит, нежели люди. Не думайте и о том, будто пустыня причина Вашей болезни, тоски и скорби. Св. Давид указывает, откуда проистекают скорби. Он говорит: несть мира в костех моих от лица грех моих. А посему грешный человек хотя бы жил в Петербурге, или Москве, где разных утех бывает по самыя уши, он и там от досады и тоски, повеся голову, с презрением смотрит на все окружающее. Не желайте смерти, как развязки; ибо каждому человеку неизвестно, какая ожидает его участь за гробом; посему гораздо будет лучше словами Святаго Давида умолять Господа Бога: не возведи мене Господи, во преполовение дней моих! Итак, простите мне матушка, и Вас да простит Господь во всем. И сим сократи, остаюсь к Вам навсегда с сердечною любовно моею и с почтением благожелательным богомольцем и всенижайшим слугою недостойный Игумен Антоний.

19 Января 1851 г.

229. В первый год иночества человек часто тоскует

Многовозлюбленная страстотерпица Христова!

Видя, что Вы непрестанно падаете под крестом своим, сердечно болезную я, и прошу Господа Бога о помощи и заступлении Вашем. В первый год моего иночества подобная Вашей тоске была и со мною малодушным: и я до тысячи раз мысленно соглашался возвратиться вспять, но удерживало от сего Христово слово: никтоже возложь руку свою на рало и зряй вспять, управлен будет в Царствие Небесное, ибо крайне не хотелось погибнуть, а потому и решился лучше страдать с людьми Божиими, нежели жить в селениих грешничих и утешаться всеми видами удовольствий мирских. Посему думаю, что и над Вами удивит Господь милость Свою, и Вы не будете чувствовать тоскливости.

Путешествие свое прошу отсрочить до времени; ибо Царствие Божие должно отъискивать не за оградой своей, а внутри, т. е. в сердце своем. Вопрос: что же есть Царствие Божие? Ответ: Царствие Божие есть добродетельная о Бозе жизнь, то есть, чтобы во смирении, молчании и терпении стяжевать душу свою. И тако пребывая, узрите в себе мир Божий, т. е. Царство Божие, и себя саму в Царстве Божием узрите по кончине своей.

14 Сентября 1851 г.

230. Благодарите Бога за то, где Он поместил Вас для служения Ему, и не ищите места иного, а просите себе покоя на небесах

Вы открываете свою мысль, по близости родных выстроить себе небольшой домик, и в нем покоиться и уединяться, и заниматься богомыслием. Во истинну добро это и благо! Ибо многие люди, подобно Петру Святому, строят себе сени, то есть, жилые покои, полагая, что добро им будет в них быти; но, выстроивши, находят себе не добро, может быть потому, что место покойное находится для нас на Небеси, а не на земле, как и св. апостол Павел говорит: Житие наше есть на Небеси. Посему и попросите Вы св. апостола Фому и других святых, чтобы они выстроили, или выпросили Вам у Бога на Небеси место светло, место злачно, место покойно, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. А теперешнее место имеете Вы, если и неудобное, т. е. непокойное и тесное, холодное и сырое; но все лучше оно могильной тесноты.

6 Сентября 1855 г.