«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Многовозлюбленная страстотерпица Христова!

Видя, что Вы непрестанно падаете под крестом своим, сердечно болезную я, и прошу Господа Бога о помощи и заступлении Вашем. В первый год моего иночества подобная Вашей тоске была и со мною малодушным: и я до тысячи раз мысленно соглашался возвратиться вспять, но удерживало от сего Христово слово: никтоже возложь руку свою на рало и зряй вспять, управлен будет в Царствие Небесное, ибо крайне не хотелось погибнуть, а потому и решился лучше страдать с людьми Божиими, нежели жить в селениих грешничих и утешаться всеми видами удовольствий мирских. Посему думаю, что и над Вами удивит Господь милость Свою, и Вы не будете чувствовать тоскливости.

Путешествие свое прошу отсрочить до времени; ибо Царствие Божие должно отъискивать не за оградой своей, а внутри, т. е. в сердце своем. Вопрос: что же есть Царствие Божие? Ответ: Царствие Божие есть добродетельная о Бозе жизнь, то есть, чтобы во смирении, молчании и терпении стяжевать душу свою. И тако пребывая, узрите в себе мир Божий, т. е. Царство Божие, и себя саму в Царстве Божием узрите по кончине своей.

14 Сентября 1851 г.

230. Благодарите Бога за то, где Он поместил Вас для служения Ему, и не ищите места иного, а просите себе покоя на небесах

Вы открываете свою мысль, по близости родных выстроить себе небольшой домик, и в нем покоиться и уединяться, и заниматься богомыслием. Во истинну добро это и благо! Ибо многие люди, подобно Петру Святому, строят себе сени, то есть, жилые покои, полагая, что добро им будет в них быти; но, выстроивши, находят себе не добро, может быть потому, что место покойное находится для нас на Небеси, а не на земле, как и св. апостол Павел говорит: Житие наше есть на Небеси. Посему и попросите Вы св. апостола Фому и других святых, чтобы они выстроили, или выпросили Вам у Бога на Небеси место светло, место злачно, место покойно, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. А теперешнее место имеете Вы, если и неудобное, т. е. непокойное и тесное, холодное и сырое; но все лучше оно могильной тесноты.

6 Сентября 1855 г.

231. Когда человек бывает подобен раку

Возлюбленная о Господе и милостивая благодетельница!

Первое письмо Ваше, читая, я утешался, видя из него о Вашем желании изменить себя на лучшее, и полагая, где вышло слово, там будет и дело; а вышло иначе. Вы пишете, что хотели пожить получше, да повернули назад, на прежнее, т. е. на пренебрежение, на несытый сон, на празднословие и на раздражительность. Кто так живет, то вперед, то взад двигается, тех св. Иоанн Лествичник уподобляет ракам, которые за такую поступь свою и уловляются скоро. Посему даруй Вам, Господи, усердие двигаться вперед, а задняя забывать, и спасешися.

Я удивляюсь тому, что Вам лучше нравится быть в нашей обители, чем в своей, и Вы бываете у нас и веселее, и покойнее, и здоровее, чем в своей обители. Это я считаю искушением вражиим, который от истинной пользы влечет человека ко мнимой. Св. Иоанн Златоуст не одобряет, если кто, и в своей обители живя, часто и без нужды выходит из келлии, говоря так: курица, аще часто излазит из своего гнезда, раждает дохлецы; тако и инок, часто исходя из своей келлии, делается безплодным. А св. Исаак Сирин говорит: если кто любит собеседование со Христом, тот любит быть уединенным. Посему скажу Вам и о себе самом, что я хотя и многогрешный и разсеянный человек, но весьма люблю свою келлию; и когда я остаюсь в ней один, тогда бывает у меня праздник на душе. А посему даруй, Господи, и Вам усердие отъискивать внутри своей келлии Царствие Небесное; и если обрящете, тогда и Вы можете сказать: добро есть мне зде быти.

12 Февраля 1856 г.

232. «Посреде мира несть мира»

Возлюбленный о Господе брате! Мир Божий и благословение Его буди с тобою!