«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Возлюбленное чадо мое духовное!

Два писания Ваши, весьма приятныя мне за чистосердечную откровенность Вашу, имел удовольствие получить исправно, за которыя приношу Вам усердную благодарность мою. Читавши оныя письма и видя, что Господь Бог умиротворил Вашу непокойную душу, сердечно радовался , и благодарил Его о спасительном промышлении о Вас, а Вы наиболее должны благодарить Его, что не по грехом Вашим воздает Он Вам. При том должно Вам верить тому, что душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами бысть, еже бысть. И если бы муж Ваш действительно был не хорош, то спросите себя по совести пред Богом: «да стою ли я, грешная, хорошаго и добраго мужа?» И совесть Ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошаго не стоишь; и тогда во смирении сердца, с покорностию воле Божией, будете от души любить его, и находить много хорошаго, чего доселе не видали. Расторгнуть же брачный союз по легкомыслию и неопытности своей, хотя и нетрудно в нынешния мудрыя времена, но каково будет отвечать на страшном суде Божием? Ибо Сам Бог брачным союзом сочетает человека; а посему судите сами, что лучше - терпение или нетерпение!

Сребреники иметь в Н. непротивно здравому уму, но только старайтесь употреблять оные не на пустошь, а наиболее на уплату греховных своих долгов, ибо милостивые помилованы будут и в жизни сей и в будущей. Исповеданныя же Вами согрешения, благодатию, данною мне от Бога, прощаю Вам и разрешаю. А посему будьте покойны, и, положа за все 50 поклонов, со смирением приступите, и со страхом Божиим приобщитесь Св. Христовых Тайн во оставление грехов и в жизнь вечную.

5 Декабря.

36. О смысле супружеского союза

На счет требуемаго Вами разрешения от епитимии, Господь простит Вам и разрешит, и да сподобит Вас приобщения Святых и Животворящих Тайн. Впрочем, была наложена не столько епитимия, сколько дан дружеский совет, который и без того для собственнаго спокойствия хранить бы должно, поелику супруга дана мужу от Бога не в рабу, а в помощницу. А посему св. Апостол Павел говорит: мужие, любите жены ваша, и не огорчайтеся к ним ( Кол., гл.3, ст. 19). И св. Апостол Петр советует мужьям жить с своими женами по разуму, яко немощнейшему сосуду женскому воздающе честь, ибо говорить св. Апостол Павел: не муж, а жена спасется чадородия ради, почему и грешно презорливым быть к ним. Это я говорю, не защищая сторону Б, поелику и в ней своего рода есть недостатки, но сказую Вам, как мужу мудрому, чтоб еще более упремудрились Вы во благое.

7 Марта 1853 г.

37. Брак благословен Господом — а значит, благословлено и материнство

Приятнейшим долгом поставляю чрез строки сии принесть Вам и дражайшему супругу Вашему всеусерднейшее поздравление с совершившимся богоблагословенным браком Вашим. Да благословит Господь Бог брачный союз Ваш да сохранит дражайшую жизнь Вашу на многия лета в здравии, долгоденствии и мире, и во взаимной друг к друг любви и единомыслии, о чем я в день бракосочетания Вашего заочно многократно молил премилосердаго Господа Бога, и испрашивал на Вас благословение Его. А как цель брака есть чадородие, то и сею милостию да благословит Вас Господь на собственное утешение Ваше, и на радость родных Ваших, чтобы они узрели будущих чад Ваших, и прославили о том Бога. В благословенный день бракосочетания Вашего заочно благословил я Вас с дражайшим супругом Вашим образом Тихвинской Божией Матери, который при сем к Вам и препровождаю; прошу принять его с любовию. Я уверен, что Божия Матерь, усердная Заступница наша и теплая и неусыпная Молитвенница о нас к Богу, будет хранить Вас под кровом Своим Божественным; почему во всех случаях в жизни сей, приятных и неприятных, к Ней Вы, Заступнице своей, прибегайте; Она будет вас и спасать и утешать.

Между приятным известием о Вас услышал я от матушки и то, что разлука Ваша с нею много Вас огорчила, и привела в уныние и болезнь; о чем сердечно сожалею я, и молю Бога о возстановлении здравия Вашего, и прошу Вас не вдаваться о матушке своей в уныние и плач, коими можете опечалить Вы и дражайшаго супруга своего, котораго спокойствием должны Вы дорожить для собственнаго спокойствия своего; а посему старайтесь показывать себя пред ним веселою и благодушною. При сем, по расположению и по доверию Вашему к словам моим, за нужное поставил сказать Вам и сие: есть некоторые новобрачные (от чего да сохранит Вас Господь), которые или от мнимаго благоговения, или от крайняго неведения, Богом благословенное таинство брака порицают, называя его скверным, гнусным, проклятым и противным Богу, и всеми мирами стараются избегать супружескаго общения, притворяя себе и то и се, и ложные недуги, чтобы не быть вкупе... Все таковые новобрачные смертно согрешают пред Богом, ибо, по слову св. Апостола Павла, брак есть честен, и ложе его есть нескверно; который брак благословен есть человеку Самим Богом чадородия ради. Ибо ежели бы не было брака, не было бы на свете сем ни меня, ни Вас, ибо мы с Вами плод благословеннаго Богом брака. Если бы не было брака, не было бы на свете сем ни моих, ни Ваших дражайших родителей, ни любезнейших сестриц, ни братцев, ибо все они были плод благословеннаго Богом брака. Все сие пишу к Вам не потому, чтобы Вы так дурно о благословенном браке мыслили, но чтобы, помилуй Вас Бог, никогда так не мыслили. А посему со смирением и с детскою покорностию предайте себя всецело в волю Божию, и если Он по времени благословит Вас быть материю, то благословен Бог! В этом-то только и спасение Ваше будет и радость, по слову св. апостола Павла: жена чадородия ради спасется. Наконец, скажу Вам о том, что не брак, а прелюбодеяние должны считать и гнусным, и скверным, и проклятым, и противным делом Богу и Ангелам Его, и благочестивым людям, коего, т. е. прелюбодеяния, должно гнушаться, как превеликою мерзостию всем человеком, и лучше согласиться стократно умереть, нежели осквернить себя столь гнусным пороком, и прогневать Бога, и лишиться Небеснаго Царствия Его. А посему всем нам, и мужчинам и женщинам, должно при собраниях избегать амуров, любодейных взглядов, двухсмысленных слов, безчинных телодвижений и слишком нескромных нарядов, но во всем придерживаться скромности и христианскаго благоприличия, чего и Вам душевно желаю.

За сим как Вам, так и дражайшему супругу Вашему и матушке Вашей свидетельствую мое истинное высокое почитание, и навсегда остаюсь благожелательным богомольцем Вашим и всенижайшим слугой недостойный Игумен Антоний.

18 Июля.

38. Предайтесь со смирением на волю Господа, ибо Он управляет всем

Благодарю Вас за откровенность Вашу, по которой можно прямее видеть состояние страждущей души Вашей. Что делать! Хотя и сильно тяготит душу Вашу разлука с дражайшею родительницею Вашею и с любезною сестрицею, о чем и я болею сердцем моим о Вас, но утешаюсь тем, что теперешния слезы Ваши впоследствии времени будут виновны многой радости: Вам и утешению от Господа, по писанному: сеющии слезами радостию пожнут. И Вы справедливо заметили, что после горестных дней настанут отрадные, как обыкновенно после ненастных и дождливых дней утешает нас ведрушко и красные дни; что самое и с Вами будет, и все тогда горе, как с гуся вода, сбежит, сему верьте без сомнения. При том очень утешаюсь я любовию Вашею и привязанностию к дражайшей родительнице, которую, по заповеди Божией, и должно чтить и любить. Но если кто отца или матерь свою любит страстно, т. е. до «обоготворения, или любит их еще гораздо более, чем Бога, таковым любителям Сам Христос Спаситель наш говорит: иже любит отца своего и матерь паче Мене, несть Мене достоин.» Посему, по крайней мере, будем любить Бога столько, сколько любим родителей своих. На примере: проснувшись,- первая мысль наша должна быть о Боге, и первое наше слово к Богу, потом воображать о Нем многократно (как Вы вспоминаете о матушке), до чаю, и за чаем, и до стола, и в столе, и после до вечера и до ночи; каковое воображение больше утишит и успокоит Вас, нежели воображение о матушке, по писанному: помянух Бога, и возвеселихся. Что же касается до мысли Вашей удалиться от супруга к матушке, удалением таковым Вы обезславите себя, и заставите дурных людей дурное мыслить о Вас и говорить, что Вы удалились-де по дурным связям с тем-то и с тем, что самое огорчит и всех Ваших родных, а посему и бойтесь думать так, особенно исполнить то. Что же касается до молитвы Вашей, чтобы Божия Матерь освободила Вас от уз супружеских: то таковая молитва Ваша самая богопротивная, которой Вам должно страшиться как нечаянной смерти. Прошу Вас и молю, как возлюбленное о Господе чадо мое духовное, оставьте вей таковыя тревожныя мысли свои, и с детскою покорностию предайте себя с смирением в волю Божию, Который прежде прошения Вашего весть, что Вам полезно; а потому ничто и никто Ваше сердце не успокоит, кроме совершенной преданности Вашей в волю Божию. Смиренно взывайте к Нему: «Отче наш, да будет воля Твоя святая во мне грешной! Се, раба Господня, буди мне по глаголу Твоему!» А также и за будущее не страшитеся; ибо если Господь благословит быть Вам материю: то в то время, по слову Господню, забывается скорбь за радость, яко человек родися в мир. Вот все, что Господь внушил мне, сообщил Вам, и когда Вы совет сей с любовию и готовностию выполнять будете, то не укоснит Господь успокоить Вас и утишить Вашу душу радостию спасения; чего от всей души богомольчески Вам желаю.