Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

И вот она пришла: Великая неделя;

трепещешь вновь, душа, ты совести суда -

мы измениться вновь нисколько не успели,

Господь же вместо нас, безгрешный, пострадал...

Нам Крест Его Честный -

немое обличеное, но нет в тебе, душа, чистительной слезы.

Сознав нечувствие, сознав ожесточенье, послушаем Христов к раскаянью призыв.

Вот отстрадал Господь, почил, как лев, во гробе;

пред Плащаницей мир склонился в тишине.

Страдалец Всесвятый! Пока мой час не пробил, любовью уязви навеки сердце мне.

Превысшая ума, Великая Суббота!

Благоухаешь ты, и ладан горьковат...

Из Гроба твоего Владычнему исходу,как я дерзну предстать, безмерно виноват?

А. Волжская

Глава 4. Духовная жизнь на приходе

Что объединяет приход?

Сегодня наша беседа посвящена приходской жизни. Интересно было бы поговорить на эту тему с таким пастырем, который, будучи сам монашествующим, тем не менее хорошо знает приходскую жизнь. Мы обратились с вопросами к иером. Сергию, поскольку он является настоятелем большого московского храма.

- Батюшка, в Вашем храме совершаются службы по монастырскому уставу. С другой стороны, у Вас уже достаточно сложившийся, большой приход, сложившаяся приходская жизнь со своими традициями. Поэтому обращаемся к Вам с просьбой разъяснить ряд вопросов. Каков, с Вашей точки зрения, должен быть приход и какова его жизнь?

- Приход что-то должно объединять. Это должна быть общность людей, представляющая собой живой организм. Сейчас жизнь Церкви значительно изменилась именно в этом отношении.

Советская власть, зная силу общины, делала все, чтобы препятствовать созданию настоящих, подлинных общин. И если вокруг пастырей собирались духовные чада, то этих священников, как правило, высылали так далеко, что до них было трудно добраться. Правда, были некоторые исключения.

Например, в 70-е годы существовала община о. Димитрия Дудко. Я там бывал, и, кстати, отец Димитрий повлиял на мое мировоззрение, ведь я пришел туда в самом начале своего духовного пути, будучи еще семнадцатилетним юношей. То, что я там увидел, конечно, удивительно. Прежде всего, это была именно общность людей, они собрались вокруг своего пастыря, ими движет какая-то единая идея. Людям вообще свойственно жить в единстве, а то, что человек один, одинок - это следствие падения. Ведь в царствии небесном все будут вместе. И духовный человек, то есть желающий жить настоящей, подлинно духовной жизнью, как правило, ищет себе соработников, т. е. таких людей, вместе с которыми можно совершать спасение - вместе это гораздо легче и проще, - которые помогали бы ему спасаться и с чем-то обращались бы к нему.