Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

- Известно, что многие Святые Отцы людям, обращавшимся к ним с вопросами о воспитании детей, указывали - как это ни покажется удивительным на первый взгляд - на святоотеческие монашеские книги. Святитель Игнатий (Брянчанинов) своей духовной дочери в ответ на вопрос такого рода пишет, что лучшим руководством для нее в воспитании дочери будут поучения аввы Дорофея. Он говорит, что принципы воспитания старцами-наставниками своих учеников должны быть положены в основу воспитания детей родителями или учителями. Что же общего между монашеским воспитанием учеников и воспитанием детей в семье или в школе, и в чем разница?

- Начнем с отличия. Оно заключается в том, что пастырь воспитывает своих духовных чад добровольно, и они добровольно к нему приходят и задают вопросы. Мало того, одна из добродетелей пастыря - не давать советов без вопрошания, то есть пока его не спросят, как заповедуют Святые Отцы. А родители обязательно должны воспитывать своих чад, хотят или не хотят этого чада, да и сами родители: это их обязанность перед Богом.

Здесь снова можно вспомнить приведенный выше пример ветхозаветного священника Илия, который слишком мягко относился к воспитанию своих детей.

Общее в воспитании детей родителями и учителями и духовных учеников пастырями состоит в том, что и священник, и родители, и педагоги прежде всего должны воспитать достойного человека, христианина. Воспитанник должен приобрести добродетели, научиться, общаясь с людьми, нести им свет Христов, свет Евангелия, свет доброй души: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы видя ваши добрые дела, они прославили Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16).

У родителей есть еще дополнительная задача: они должны привить детям полезные навыки, дать профессию, образование, научить культуре поведения. А священник отвечает прежде всего за духовную сторону воспитания человека. Но эффективным, плодотворным воспитание будет тогда, когда и родители, и учителя, и священник объединят свои усилия и будут вместе трудиться на этой ниве - возделывать сердце молодого человека.

- Отец Сергий, современной молодежь часто называют "потерянным поколением". Молодых обвиняют в массовом пристрастии к наркотикам, чего раньше не было в таких масштабах, в разврате, в меркантильных интересах, в отсутствии духовных ценностей. Говорят, что это вырождающееся поколение, у которого нет будущего. Насколько это мнение имеет под собой почву?

- Я решительно не согласен с этим мнением и считаю, что сейчас просто такая мода - ругать молодежь. Вместо того, чтобы обвинить себя, увидеть свои грехи, свои ошибки, начинают во всем обвинять молодежь. Молодежь такая, какой ее воспитывает старшее поколение.

Я думаю даже, что процент наркоманов среди молодых сильно преувеличен; эту опасность раздувают с определенной финансовой целью. С другой стороны, ее нельзя недооценивать. Но чего же еще ждать от бездуховного общества? Когда у людей отнимают Бога, вакуум, естественно, заполняется грехом, заблуждением, неким современным язычеством.

Но я верю в современную молодежь, как и вообще верю в человека, в лучшие, добрые стороны русских людей. Я знаю другую молодежь: многих юношей и девушек, которые действительно стремятся к Богу, которые смысл своей жизни видят в поисках Бога, в поисках истины. Их отталкивает грех во всех его обличиях и проявлениях. Я знаю очень многих таких молодых людей и потерянным поколением скорее назвал бы поколение наших дедов, отцов, тех, кто вырос при советской власти, у кого отняли веру в Бога, подменили ее неким суррогатом - светлым будущим, коммунистическим мифом и т. п.

- Батюшка, наверное, о культуре современной молодежи несправедливо судить по тому, что сейчас в подавляющем большинстве показывают музыкальные каналы телевидения? Почему-то, за редким исключением, там представлены самые поверхностные, с примитивными текстами и музыкой, безвкусные вещи, что называется, "попса", а хорошую музыку с серьезными текстами включают в программу редко.

- Я бы сказал, что эти передачи, хотя они и адре-сованы молодежи, но готовятся не молодежью, а людьми более старшего поколения. Я сейчас имею в виду молодежь от двенадцати - четырнадцати, скажем, до двадцати пяти лет. Если бы дали возможность подготовить передачи этому поколению, я думаю, что оно подошло бы к делу более ответственно. Поэтому тот срез массовой культуры, который представлен на телевидении, на радиоканалах, в действительности не отражает того, чем живет молодежь.

- Отец Сергий, меня давно волнует такой вопрос: поскольку молодежи всегда свойственны некий протест, симпатия к тому, что гонимо, то сейчас, когда прекращены гонения на Церковь, не будет ли у молодежи восприятия Церкви как чего-то официального, насаждаемого сверху? В средствах массовой информации постоянно присутствуют сообщения о церковных событиях, выступают священники, архиереи. Человек, не знающий церковной жизни, не знающий внутренней стороны, может соблазниться таким, на первый взгляд, "сытым" и благополучным положением Церкви, что в действительности далеко не так.

- Все, хотящие благочестиво жить во Христе Иисусе, гонимы будут, - говорит нам Священное Писание (2 Тим. 3, 12). Если молодой человек действительно пожелает познакомиться с учением Церкви, с ее историей, он откроет для себя много совершенно удивительных вещей. Например, он увидит, что история Церкви - это история святости, а история святости - это история борьбы людей за свои идеалы, это история мучеников, история исповедников, преподобных, святителей, которые опять-таки были борцами за чистоту православия, за благочестие; это история обличителей современных нечестивых нравов.

Если молодой человек действительно пожелает узнать, что такое святость, что такое христианство, он поймет, что христианство - это ежедневный цело-жизненный подвиг, подвиг противостояния, борьбы. Поймет, что настоящий христианин как раз не может плыть по течению, поскольку по течению плывет только мертвая рыба. Настоящий христианин - тот, кто обязательно сопротивляется веку сему, хозяин которого Вельзевул. Когда молодой человек это поймет, в нем не может не возникнуть симпатии к христианству, к православию и к духовной жизни православного христианина.