Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

Святитель Игнатий говорит, что неумеренный подвиг душевный и телесный более опасен, чем некое нерадение о посте. Потому что гораздо больше таких людей, которые прельстились и погибли от неумеренных подвигов, впав в гордыню самомнения, чем людей, которые как-то потихоньку постились и постепенно научались правильному посту.

Недавно я был у одного схимника в Троице-Сергиевой Лавре. И он спрашивает: "Если человек меньше постится или меньше делает добродетелей, чем надо, как этот грех называется? Лень. Нерадение. А если человек делает больше, чем надо? Это уже прелесть, гордость! А какой грех больше - гордость или лень? Конечно же, гордость".

Конечно, лентяй что угодно оправдает. Но мы обращаемся к тем людям, которые действительно хотят научиться правильному посту. Конечно, и слева, и справа есть опасности, но гораздо больше опасность справа.

А пост - необходим. Пост - это заповедь Божия. Пост - это учение Церкви. И нарушающий пост подлежит анафеме. Между прочим, согласно канонам, тот, кто не постится в Великий пост, подлежит отлучению от Церкви. И тот, кто среду и пятницу в течение всего года не соблюдает, также подлежит отлучению от Церкви. То есть их нельзя сподоблять причастия Святых Христовых Таин. Поэтому пост - это необходимое делание любого христианина. Пост, молитва и милостыня - это основное делание православного человека. Если нет поста, значит, человек неправославный, нецерковный. Единственно, ослабление поста допустимо для людей больных, и то по благословению.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) подчеркивает, что Церковь, говоря о качестве пищи, запрещая определенные виды пищи к употреблению в пост, однако не говорит о количестве. Потому что количество зависит от человека, от его произволения, от его телесного состава, от его болезней, от его возраста, наконец. И даже от места, где он живет, от того, чем он занимается. Если человек занят физической работой, значит, ему надо вкушать пищи больше. Кстати, послушникам, которые занимаются в монастыре физической работой, свт. Игнатий советует вкушать пищу досыта - не до пресыщения, но досыта. И самый хороший пост тот, когда человек вкушает пищу, но немного остается голодным. Это самая лучшая мера поста.

В любом случае, говорит свт. Игнатий, человек должен иметь духовника и с ним определять меру своего поста: сколько раз кушать, что кушать, в каких случаях допустимо пост нарушить. Не надо допускать пост выше сил, не надо "рваться в облака", потому что это от гордости, от желания немедленно стяжать святость. Такой человек правильной духовной жизни никогда не научится. В одном Патерике сказано: "Если ты увидишь юного (т. е. новоначального в духовной жизни), стремящегося на небо, то стащи его оттуда за ноги!" И поэтому, как мы знаем, духоносные старцы иногда заставляли послушника поститься, а иногда - есть до пресыщения, иногда благословляли вставать на бдения, а иногда - высыпаться. Для смирения.

Я, например, в юности тоже отличался неумеренной ревностью, которая только здоровье мое разрушала, но мой духовник иногда заставлял меня и поесть, и поспать больше, чем надо. И это было гораздо полезнее, чем когда я самовольно подвизался в бдении и посте.

Что касается Великого поста, то на первой и на Страстной неделе есть, конечно же, можно. Постную пищу. Тот, кто имеет здоровье, может попробовать и не есть. Хотя больше одного дня не есть я все-таки не советую, потому что нужно учесть и свое здоровье, и свои занятия связанные с работой.

Лучше всего решить свои вопросы с духовником. Есть заповедь Священного Писания: С советом все твори. И хотя старцев, может быть, сейчас и немного, но духовники есть. Конечно, бывает так, что нет и духовника или нет возможности к нему обратиться. Тут уж человек сам себе назначает меру, но я советую лучше немного недобрать, чем перебрать. И, как говорит святитель Игнатий, правилу постоянному нет цены, а когда человек берет правило выше своих сил, то рано или поздно оставляет всякое правило и впадает в нерадение.

Результатом неумеренного поста может быть и то, что человек вообще покинет Церковь. Я такие случаи знаю: один иеромонах питался только одним Причастием, а в результате вообще ушел из Церкви и стал атеистом. Это трагедия! Главное - поститься так, чтобы не терять сил, не терять бодрости, не терять способности к молитве. Пользуйтесь теми советами, которые вам удалось прочитать или услышать, но лучше всего - советы духовника!

"Я не таков, как прочие человеки"

Святитель Игнатий пророчествовал, что в последние времена будет очень развит недуг фарисейства. Эта болезнь свойственна человеку всех времен, но в наши дни она возрастает. Каким образом человек становится фарисеем?

- Прежде всего, о самом фарисействе как явлении. Многие страницы Евангелия посвящены спору Господа нашего Иисуса Христа с фарисеями, обличению Господом этого недуга. Почему? Ведь мало кто из фарисеев услышал Господа и покаялся. Но Евангелие вечно, и его слова обращены к людям всех времен. Черты фарисейства в какой-то мере присущи каждому из нас, и мы должны увидеть их в себе. Можно сказать, что наша жизнь - это борьба между новым, духовным человеком и фарисеем - ветхим человеком. Кто победит в этой борьбе, пока еще неизвестно. К великому сожалению, есть множество случаев, когда человек, ревностно начавший духовную жизнь и всем сердцем стремящийся к Богу, со временем впадает в нерадение, у него происходит переворот в мыслях, внутренних стремлениях, и постепенно, сам того не замечая, он становится фарисеем и лицемером. Вместо угождения Богу он начинает угождать людям, а в конечном итоге самому себе.

Главная черта фарисея - это лицемерие, которое порождают лукавство, ложь и самообман. В основе всего этого лежит недуг тщеславия. Человек становится фарисеем, когда ищет славы не от Бога, а от людей. Он перестает служить Господу и исполнять Его заповеди. Вместо того, чтобы исполнять заповеди Божии, он живет по мудрованиям человеческим и учит этому людей, его слушающих. Страшно сказать, но в итоге фарисей перестает понимать Евангелие, извращает его.