Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

Прекрасный рай прекраснейших цветов

в сердцах Своих рабов растит Бог-Слово,

но краше всех цвет заповеди новой -

сладчайшая, святейшая Любовь.

Она сияет светом несказанным

в делах и облике подвижников святых,

в своих наперсниках Иисусовы черты

всем видящим являя непрестанно.

Причастными обязаны мы стать

сияния любви, хотя немного.

И вот, всем, кто печется ради Бога

о нас, спешим любовию воздать.

Все греет и питает Промысл Божий,

для злых и добрых солнце и вода,

и всеми благами ущедрены всегда,

и мы, пред Ним последние, быть может.

Не отрицайся же, моя душа,

трудиться и служить до боли острой,

хотя переломить себя непросто,

но в этом жизнь, сего не избежать.

И если мы пребудем благодарны,

и сами милость будем изливать,

благоволит Господь нам даровать

Любви Христовой лучик светозарный.

А. Волжская

2. Монофизиты отвергают человеческое естество Иисуса Христа, считают, что оно было совершенно поглощено Божеством.

Глава 3 Для христианина нет Буднем

"Настало время веселое поста"

Как связаны между собой подвиг покаяния и подвиг поста?

- Еще у древнего народа израильского, как видно из Ветхого Завета, постом выражалось покаяние человека. В праздники, по уставу Православной Церкви, бывает праздничная трапеза, "утешение братии", а тогда, когда человек кается, он ограничивает себя в пище для того, чтобы душа легче возносилась к Богу. Преподобный Нил Синайский говорит, что подвиг поста имеет целью не доставление себе злостраданий или утеснений, а дан нам Богом для того, чтобы душа получила свободу, получила силу над телом и могла, ничем не связываясь, непосредственно возноситься к Богу в молитвенном воззвании. Поэтому, когда человек действительно кается, он не может не поститься. Посмотрите сами: когда несчастье постигнет человека, или находит печаль, или что-то случилось с близкими, - еда не идет на ум, человек занят другим. Когда человек думает о том, что ему предстоит вечная мука, предстоит наказание от Бога, вечная погибель, - какая тут еда? Но это касается древних Отцов...

А современные христиане, хотя и стараются не есть и не пить по несколько дней, в соответствии с уставом, но я не думаю, что в своем покаянном чувстве они сравнились со Св. Отцами. Святые Отцы считали себя недостойными есть и пить, они плакали о своих грехах, пили слезы и вкушали радость, которая является в человеке от покаянных слез. Они уже не нуждались в пище и питии в той мере, в какой нуждаемся мы.

Пост и воздержание должны быть посильными, должны соответствовать нашему уровню и устроению: для новоначальных - свой пост, для преуспевающих - свой, для совершенных - свой. Но в любом случае пост есть выражение покаяния. Пост - не голодовка, не просто ограничение в еде или во сне, и ценен не сам по себе, но настолько, насколько в результате его у человека являются покаянные чувства. Если человек на ногах не стоит после своих "подвигов", то ему не до покаяния. Такой "постник" становится злым, раздражительным.

Часто приходится слышать выражение "великопостные искушения". Мне кажется, что они случаются все же не потому, что бесы на нас взяли и дружно напали, - мы и так в их власти. Мы не те люди, на которых нападают бесы, т. е., конечно, и нас они не оставляют без своих "забот", но, как сказано в одном из древних патериков, демоны искушают таких людей, как препп. Макарий Великий и Антоний Великий. Мы же искушаемся своими собственными страстями. Если во время поста человек ходит голодный, становится злым, раздражительным, начинает на всех кидаться - вот это и есть так называемые "великопостные искушения". Нужно поститься умеренно, и тогда состояние души будет мирное и радостное. Это приведет человека к молитвенному настрою, явится молитва, а молитва будет рождать покаяние.

- Как же правильно понимать пост в наше время?

- Пост - воздержание души и тела от излишнего. У каждого своя мера, которая обязательно должна соответствовать мере телесного здоровья и возраста. Результатом правильного поста бывает легкость, радость, душевный мир, молитвенный настрой. Когда же человек постится неправильно, результатом бывает раздражение, злость, а вместо смирения - возношение и гордыня. Все то, что приводит нас не к смирению, а к гордыне, Богу не нужно, и для нас больше вредно, чем полезно.