Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

Любви ради

Мир, который нас окружает, сам человек - удивительное создание Божие... Каким создал его Господь? Для чего? Какова цель жизни человека на земле? Для чего мы пришли в этот мир и чем все это закончится? Вечные вопросы человечества. Не найдя ответов на них, человек не может не считать свою жизнь бессмысленной.

- Бог в ветхозаветные времена через Моисея открыл людям десять заповедей, по которым жил израильский народ. Но вот приходит Христос - приходит для того, чтобы не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5, 17), и приносит заповеди блаженств. Многие сейчас стараются соблюдать заповеди ветхозаветные: не убивают, не крадут, почитают Бога, хорошо относятся к своим родителям, сохраняют супружескую верность. Но как научиться жить по заповедям блаженств, оставленным Христом?

- Очень часто мы видим, что люди в Бога верят, как говорят, в душе: стараются не убивать, не грабить, и считают, что этого достаточно. Этого действительно было достаточно для человека Ветхого Завета. Можно сказать, что закон Моисеев в какой-то мере соблюдают и магометане, и иудеи; и христианство, конечно, основано на нем. Никто не отменял нравственные заповеди Ветхого Завета, но после того, как пришел в мир Господь Иисус Христос, от человека требуется уже нечто большее. Как сказано в Евангелии от Иоанна, закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа (1, 17).

Ветхий Завет прикровенно говорил об истине, там не было полноты, там человек не раскрывался полностью, и Бог не открывался человеку полностью - вся полнота жизни в Боге дана в Евангелии. Если же человек, имея перед собой евангельские заповеди, сознательно отворачивается от них, он теряет истину. Что вы скажете о человеке, который дожил до тридцати лет и одевается в детские одежды, играет в игрушки?

Посмотрите, как построена Нагорная проповедь: Господь берет заповедь не убий и дополняет ее так: А Я говорю вам, что всякий злословящий брата, есть человекоубийца (Мф. 5, 22).

Святитель Игнатий еп. Ставропольский в своих творениях вспоминает: в юные годы он считал, что все христианство, вся духовная жизнь заключается в исполнении десяти заповедей Ветхого Завета. Всесвятые заповеди Спасителя он почитал прекрасными, похвальными, но необязательными для исполнения, и только потом понял, как он заблуждался. Поняв это, он постарался стать христианином, монахом и достиг святости.

Господь говорит: Я Путь, и Истина, и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6), - Ветхого Завета здесь мало. И того, что люди, даже и неверующие, почитают хорошим, добрым и приличным, для христианина мало, нужно нечто большее.

Достигнуть общения с Богом, достигнуть духовного совершенства без Евангелия, без Церкви, без православной святоотеческой аскезы невозможно.

- Вы говорите: полнота жизни в Боге, но что такое полнота духовной жизни?

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, в чем вообще смысл жизни человека. Преподобный Серафим Саровский говорит, что цель жизни христианина заключается в стяжании Духа Святаго. Преподобный Варсонофий Оптинский говорит, что цель жизни человека на земле - это богозрение, т. е. видение Бога. Человек был создан для того, чтобы общаться с Богом, чтобы Бога видеть. Отпав от Бога, он потерял общение с Ним, отсюда все страдания. Не видя Бога, человек оказался лишенным жизни, лишенным видения прекрасного, и находится здесь, на земле, в изгнании, в наказании за свое падение. Мы должны восстановить это богообщение, восстановить наше единство с Богом. Для этого приходил Христос, для этого даны евангельские заповеди как путь к Богу.

Когда человек так подходит к жизни, когда для него цель жизни заключается в достижении общения с

Богом, в духовном совершенствовании, то, конечно, для него самое главное, важное и ценное - это духовные критерии. Как говорит Евангелие: ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и остальное все приложится вам (Мф. 6, 33). Так человек должен смотреть на материальную жизнь: все приложится, ведь Господь знает наши нужды и все необходимое нам даст.

Для человека, который живет, чтобы есть, пить и веселиться, духовная жизнь тоже в какой-то мере существует: он знает, что есть Бог, и верит в Бога, но для него евангельские заповеди - это некие скучные обязательства. И поэтому ему скучно ходить в храм, для него это узкие рамки, которые ограничивают его свободу, он этим тяготится. И человек начинает отступать от евангельских заповедей. Тогда он теряет конечную цель жизни.