Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

День Святой Троицы, праздник Святой Пятидесятницы является днем рождения Новозаветной христианской Церкви. После сошествия на апостолов Духа Святаго они, просвещенные благодатью, разошлись на проповедь Евангелия во все концы мира: благовествовали о Спасителе в разных землях, устраивали Церковь, рукополагали епископов и священников. С тех пор живет Святая Православная Церковь. Она одна хранит в себе сокровища апостольских преданий, благодать Духа Святого, которою совершаются Таинства. Враг рода человеческого, движимый ненавистью к Святой Христовой Церкви, воздвигал гонения на нее через гордых и прельщенных людей на протяжении всей истории христианства, но Господь всемогущей силой Своей хранил ее. Отпали от Православной Церкви уклонившиеся в ереси, лжеучения, а Церковь живет и будет прибежищем жаждущих спасения до скончания века.

Каждый из нас получил в день крещения благодать Духа Святого, которая сошла в наши сердца. Но чтобы раскрылись в нас те духовные дарования, которые мы получили в святых Таинствах, мы должны жить по Евангелию, приумножать в себе благодатный дар, подобно рабу благому и мудрому, который умножил полученный от господина своего талант и принес ему десять талантов (Мф. 25, 14-30).

Некогда преп. Серафим Саровский в беседе со своим учеником Николаем Мотовиловым говорил, что цель жизни христианина есть стяжание благодати Духа Святого. Это наставление преподобного, отражающее православное учение, содержится в святоотеческих писаниях древних Отцов и всегда являлось основой жизни Православной Церкви оно прозвучало для людей XX века как некое откровение, - настолько далеко они отошли от истины.

По слову преподобного, чтобы стяжать благодать Духа Святого, надо исполнять евангельские заповеди и подвизаться в тех деланиях, которые наиболее близки душе: кому ближе пост - следует подвизаться в посте, кто любит молиться - должен молиться, кто более расположен к делам милосердия - пусть творит милостыню. Но это не значит, что человек должен только молиться или только поститься - нужно исполнять все евангельские заповеди, но при этом обращать особое внимание на какое-то делание или несколько деланий, которые близки душе, и в этом особо подвизаться.

Святитель Игнатий Ставропольский говорит, что современное христианство очень далеко отстоит от христианства апостольских времен. Апостол Павел, обращаясь к своей пастве, писал: "Когда вы соберетесь в церковное собрание, и, если один из вас проро-чествует, второй да молчит, если один говорит языками, другой да толкует эти языки" (1 Кор. 14, 27-29). Теперь мы можем только удивляться тому, каковы были первые христиане: это была святая Церковь, ее члены обиловали благодатными духовными дарованиями и поэтому с радостью шли на страдания ради Христа, и прославляли Бога за ниспосланные им мученические венцы.

Говоря о современном христианстве, свт. Игнатий приводит следующую притчу. Один царь устроил пир и пригласил много гостей. Пир был великолепен: гости веселились, столы были полны различных яств, хор пел прекрасно, звучала дивная музыка. Когда гости расходились, царь щедро одарил их, и они, поблагодарив царя, ушли. Когда слуги стали убирать после трапезы столы, царь увидел у двери своих чертогов толпу голодных нищих и пригласил их к столу. Одетые в рубища люди вошли и каждый поел остатки пищи, которые смог взять со стола, не разобрав как следует ее вкуса. Никто из них, конечно, не мог и представить себе великолепия прошедшего пира. После этого царь сказал им: "Простите меня, друзья мои. Когда я устраивал пир, я не имел в виду вас, и поэтому у меня не осталось больше подарков". Но нищие ответили ему: "О, господин, до подарков ли нам, благодарим тебя за то, что ты не дал нам умереть с голоду".

Этот Царь - наш Господь, пир, устроенный им, - это христианская Церковь, приглашенные гости - христиане первых веков, которые приняли мученические венцы, которые подвизались в пустынях в молитве и постничестве, которые имели духовные даро-вания - подарки царя. Они могли наслаждаться духовной трапезой во всем разнообразии, сполна вкушая и познавая бесценные яства. Многоголосный, стройный хор - это духоносные наставники, которые назидали первых христиан.

В голодных и холодных, одетых в рубища нищих без труда можно узнать нас с вами, современных христиан. Рубища - это носимые нами духовные одежды: не добродетелей, а грехов. Это дебелость и грязь, которая покрывает наши души. Но Владыка не возгнушался нами и пригласил и нас в Свой великий чертог, в Святую Церковь: мы находимся в этом храме, вкушаем Святых Таинств, слышим Слово Божие и наслаждаемся богослужением Церкви.

Но мало кто из нас имеет полное представление о христианстве: школа духовного делания утрачена, наставников нет. Одно делание оставлено нам в изобилии - это терпение скорбей, и оно полностью восполняет наше неумение молиться, правильно поститься, совершать бдение и заниматься богомыслием. Этого делания - терпения скорбей вполне достаточно, чтобы спастись. Царь из притчи не наделил нищих подарками: среди нас нет людей, которые бы имели какие-либо духовные дарования, - мало того, мы и не видели таких подвижников. Поблагодарим Бога за то, что Он наставил нас на путь ко спасению, привел в Церковь, не дал нам умереть духовной смертью.

Таково современное христианство, и ни на что другое уже просто не приходится рассчитывать.

Но не нужно смущаться и отчаиваться. Когда у великого святителя Церкви первых веков Нифонта Цареградского ученики спросили: "Отче, что будет в последние времена, будут ли святые в Церкви?", - он ответил, что святые будут всегда. До скончания века будут люди, имеющие духовные дарования, но в последние дни из-за умножившихся соблазнов они покроют себя смирением и не сотворят великих чудес и знамений. Они скроют себя от мира. И среди нас есть рабы Божии, которые втайне, со смирением угождают Богу. Они не совершают чудес и знамений, но по своему смирению и благодати ничем ни уступают Отцам первых веков. Если будет нам полезно, если будет воля Божия на это, мы обязательно на нашем жизненном пути встретим таких людей.

Из ответа свт. Нифонта явствует еще одно: в наши дни нет Божией воли на громкие дела и великие делания, превышающие наши силы. В молитве нам нужно испрашивать не прозорливости, не чудотворений, не умения отчитывать бесноватых, не способности исцелений, а единственное дарование - покаяние. И единственную добродетель всем нам нужно стяжать - всесвятое смирение. Этой добродетели вполне достаточно для того, чтобы возвести нас на небо.

Святитель Игнатий говорит также, что ныне Господь дает духовные дарования под самый конец жизни. И не какие-либо великие дарования, а те, которые необходимы для спасения души, например, дар покаянных слез или дар слова, чтобы можно было назидать окружающих нас людей. Человек же, стремящийся к стяжанию прозорливости или чудотворений, стремится к прелести.

Святитель Феофан Затворник говорит, что жить в Церкви нужно так, чтобы ничем не отличаться от других христиан, потому что иначе будет рождаться гордость. "Если даже у тебя появились в храме покаянные слезы, надо их подавить в себе, чтобы не превозноситься и не тщеславиться, а поплакать перед Богом", - советует он.