Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

В голодных и холодных, одетых в рубища нищих без труда можно узнать нас с вами, современных христиан. Рубища - это носимые нами духовные одежды: не добродетелей, а грехов. Это дебелость и грязь, которая покрывает наши души. Но Владыка не возгнушался нами и пригласил и нас в Свой великий чертог, в Святую Церковь: мы находимся в этом храме, вкушаем Святых Таинств, слышим Слово Божие и наслаждаемся богослужением Церкви.

Но мало кто из нас имеет полное представление о христианстве: школа духовного делания утрачена, наставников нет. Одно делание оставлено нам в изобилии - это терпение скорбей, и оно полностью восполняет наше неумение молиться, правильно поститься, совершать бдение и заниматься богомыслием. Этого делания - терпения скорбей вполне достаточно, чтобы спастись. Царь из притчи не наделил нищих подарками: среди нас нет людей, которые бы имели какие-либо духовные дарования, - мало того, мы и не видели таких подвижников. Поблагодарим Бога за то, что Он наставил нас на путь ко спасению, привел в Церковь, не дал нам умереть духовной смертью.

Таково современное христианство, и ни на что другое уже просто не приходится рассчитывать.

Но не нужно смущаться и отчаиваться. Когда у великого святителя Церкви первых веков Нифонта Цареградского ученики спросили: "Отче, что будет в последние времена, будут ли святые в Церкви?", - он ответил, что святые будут всегда. До скончания века будут люди, имеющие духовные дарования, но в последние дни из-за умножившихся соблазнов они покроют себя смирением и не сотворят великих чудес и знамений. Они скроют себя от мира. И среди нас есть рабы Божии, которые втайне, со смирением угождают Богу. Они не совершают чудес и знамений, но по своему смирению и благодати ничем ни уступают Отцам первых веков. Если будет нам полезно, если будет воля Божия на это, мы обязательно на нашем жизненном пути встретим таких людей.

Из ответа свт. Нифонта явствует еще одно: в наши дни нет Божией воли на громкие дела и великие делания, превышающие наши силы. В молитве нам нужно испрашивать не прозорливости, не чудотворений, не умения отчитывать бесноватых, не способности исцелений, а единственное дарование - покаяние. И единственную добродетель всем нам нужно стяжать - всесвятое смирение. Этой добродетели вполне достаточно для того, чтобы возвести нас на небо.

Святитель Игнатий говорит также, что ныне Господь дает духовные дарования под самый конец жизни. И не какие-либо великие дарования, а те, которые необходимы для спасения души, например, дар покаянных слез или дар слова, чтобы можно было назидать окружающих нас людей. Человек же, стремящийся к стяжанию прозорливости или чудотворений, стремится к прелести.

Святитель Феофан Затворник говорит, что жить в Церкви нужно так, чтобы ничем не отличаться от других христиан, потому что иначе будет рождаться гордость. "Если даже у тебя появились в храме покаянные слезы, надо их подавить в себе, чтобы не превозноситься и не тщеславиться, а поплакать перед Богом", - советует он.

Один из современных подвижников, игумен Никон (Воробьев, 1*1963 г.) также замечает, что сейчас Бог не благословляет на великие подвиги, такие, как отшельничество, особенное постничество, поскольку люди будут превозноситься и осуждать других христиан, которые просто ходят в храм, и как могут, исполняют заповеди Божии. Через такое осуждение человек может превознестись и погибнуть.

Поэтому нужно подвизаться умеренным подвигом: соблюдать посты, ходить в храм по воскресеньям и праздникам, а кто захочет - почаще, совершать молитвенное правило. Но не надо брать на себя что-то выше сил. Если кто-то хочет совершить какой-либо особенный подвиг, например, пост по понедельникам или невкушение мяса, или какие-то другие благочестивые подвиги, это нужно делать с благословения духовного отца - тогда прелесть не последует.

Ныне мы видим, что появилось много лжеучителей, лжестарцев. Откуда это явление? Деятельность таких пастырей имеет успех оттого, что их пасомые не ищут истинного христианства, а подменяют его своим пониманием духовной жизни. Если человек не живет по евангельским заповедям, но мнит о себе, что он уже свят, что он особенный, благодатный человек, то он ищет себе таких учителей, которые будут потакать его страстям, убеждать в подлинности его благодатных видений, поощрять ложную духовную жизнь.

Настоящий христианин, цель жизни которого заключается в изучении святых заповедей Христа, станет искать учителя не чудотворца, не прозорливого, но смиренного, - такого, который преподает учение благодатное, подлинно православное, основанное на творениях Святых Отцов. Он не удовлетвориться никаким другим учением, чем бы оно себя ни прикрывало. Как говорит апостол Иоанн Богослов, те, кто от Бога, послушают нас, а те, кто не от Бога, не послушают нас (Ин. 8, 47). Настоящий христианин будет слушать только евангельское, Христово учение. Никогда не прельстят его антихристианские учения, потому что он чувствует, что там нет смирения, нет любви и милосердия, там нет православия, - и он отвернет свой слух от таких учителей.

Шесть веков назад преп. Андрей Рублев написал замечательную икону Святой Троицы. Написал он ее для того, чтобы "воззрением на нее препобеждалась ненавистная рознь века сего". Глядя теперь на эту икону, мы можем только скорбеть о том, что мир разрознен, что мы немирны друг с другом и с Богом через наши грехи и страсти. Три Ангела соединились в Божественной любви, и мы также должны стремиться к этому идеалу божественной, духоносной любви. Только жизнь по Евангелию, жизнь по всесвятым заповедям Божиим объединяет людей - никакого другого единства нет и не может быть. Только тогда, когда человек стремится стяжать благодать Духа Святого, он пребывает в единстве с Богом и ближними. Аминь.

Царю Небесный

Пятидесятница Празднуется Духа Святого пришествие. Почти две тысячи лет назад в Сионской горнице благодать Святого Духа в виде огненных языков сошла на святых апостолов и в их лице - на весь род человеческий. С тех пор цель жизни любого христианина на земле - стяжание благодати Святого Духа.