Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

Один из современных подвижников, игумен Никон (Воробьев, 1*1963 г.) также замечает, что сейчас Бог не благословляет на великие подвиги, такие, как отшельничество, особенное постничество, поскольку люди будут превозноситься и осуждать других христиан, которые просто ходят в храм, и как могут, исполняют заповеди Божии. Через такое осуждение человек может превознестись и погибнуть.

Поэтому нужно подвизаться умеренным подвигом: соблюдать посты, ходить в храм по воскресеньям и праздникам, а кто захочет - почаще, совершать молитвенное правило. Но не надо брать на себя что-то выше сил. Если кто-то хочет совершить какой-либо особенный подвиг, например, пост по понедельникам или невкушение мяса, или какие-то другие благочестивые подвиги, это нужно делать с благословения духовного отца - тогда прелесть не последует.

Ныне мы видим, что появилось много лжеучителей, лжестарцев. Откуда это явление? Деятельность таких пастырей имеет успех оттого, что их пасомые не ищут истинного христианства, а подменяют его своим пониманием духовной жизни. Если человек не живет по евангельским заповедям, но мнит о себе, что он уже свят, что он особенный, благодатный человек, то он ищет себе таких учителей, которые будут потакать его страстям, убеждать в подлинности его благодатных видений, поощрять ложную духовную жизнь.

Настоящий христианин, цель жизни которого заключается в изучении святых заповедей Христа, станет искать учителя не чудотворца, не прозорливого, но смиренного, - такого, который преподает учение благодатное, подлинно православное, основанное на творениях Святых Отцов. Он не удовлетвориться никаким другим учением, чем бы оно себя ни прикрывало. Как говорит апостол Иоанн Богослов, те, кто от Бога, послушают нас, а те, кто не от Бога, не послушают нас (Ин. 8, 47). Настоящий христианин будет слушать только евангельское, Христово учение. Никогда не прельстят его антихристианские учения, потому что он чувствует, что там нет смирения, нет любви и милосердия, там нет православия, - и он отвернет свой слух от таких учителей.

Шесть веков назад преп. Андрей Рублев написал замечательную икону Святой Троицы. Написал он ее для того, чтобы "воззрением на нее препобеждалась ненавистная рознь века сего". Глядя теперь на эту икону, мы можем только скорбеть о том, что мир разрознен, что мы немирны друг с другом и с Богом через наши грехи и страсти. Три Ангела соединились в Божественной любви, и мы также должны стремиться к этому идеалу божественной, духоносной любви. Только жизнь по Евангелию, жизнь по всесвятым заповедям Божиим объединяет людей - никакого другого единства нет и не может быть. Только тогда, когда человек стремится стяжать благодать Духа Святого, он пребывает в единстве с Богом и ближними. Аминь.

Царю Небесный

Пятидесятница Празднуется Духа Святого пришествие. Почти две тысячи лет назад в Сионской горнице благодать Святого Духа в виде огненных языков сошла на святых апостолов и в их лице - на весь род человеческий. С тех пор цель жизни любого христианина на земле - стяжание благодати Святого Духа.

Как же преобретается благодать? Приобретается верою в Господа нашего Иисуса Христа и жизнью, которая соответствует вере. Вся наша жизнь должна быть исповеданием веры, исполнением заповедей Божиих, служением Богу. Исповедание веры и служение Богу - это и есть исполнение заповедей Божиих, и прежде всего служение ближнему в духе Евангелия, в духе христианской любви.

Исполняя заповеди Божии, человек очищает свое сердце от страстей, приобретает добродетели. Добродетели - это благодатные качества нового человека, они не свойственны ветхому человеку, их не может быть у язычников. Конечно, и у язычников могут быть добрые качества, но это добродетели душевные, неблагодатные. А добродетели должны быть духовные, то есть они должны быть освящены благодатью Духа Святого.

Труд христианина - это труд делания заповедей, труд борьбы с грехом, со страстями. Видя этот труд, благодать Божия приходит и освящает человека, делает его человеком новым, христианином по образу и подобию совершенного Человека - Христа.

Есть такая добродетель, которой совсем не может быть у язычников и она им даже совершенно непонятна. Эта добродетель называется смирением. Преподобный Исаак Сирин пишет: "Только тогда можно сказать, что человек имеет смирение, когда он имеет все добродетели в совершенстве, в совокупности". То есть только тогда можно говорить о том, что в человеке есть смирение, когда он имеет все добродетели, и не просто добродетели, но именно в совершенном виде. Когда смирение приходит в человека, оно привлекает в его душу Божию благодать, и Божия благодать, прейдя в сердце смиренного человека, как горлица, которая положит птенцы своя, приносит в сердце такого человека благодатные дарования - дары благодати Духа Святого.

Один из первых, нужнейших даров для человека, для спасения души, для правильной христианской жизни есть дар рассуждения. Преподобный Иоанн Лествичник определяет его как способность знать волю Божию на всякое время, во всяком месте, при всяком деле. За то, что человек хочет жить по воле Божией, Господь открывает ему Свою волю, потому что всякий ищущий находит (Мф. 7, 8). Видя такое произволение в человеке, Господь помогает ему, вразумляет, наставляет. И человек, имеющий рассуждение, знает как ему нужно жить и как ему нужно поступать, чтобы угодить Богу, чтобы исполнить волю Божию.

Все благодатные дары сопряжены между собой. Дар рассуждения сопряжен с таким даром, как видение судеб Божиих. О нем упоминает святитель Игнатий (Брянчанинов) во втором томе своих творений. Поскольку человек живет среди других людей, то исполнение воли Божией всегда связано с другими людьми, потому что воля Божия распространяется не только на одного человека, но и на все творение, в том числе на всех людей. И человеку, для правильного исполнения воли Божией, начинают открываться судьбы Божии. Человек начинает видеть судьбы Божии не только относительно себя самого, но и относительно окружающих его ближних. Такой человек не только сам исполняет волю Божию, но помогает ее исполнять и своим ближним, открывая им волю Божию.

И порой такой человек ставится на свечник служения ближнему, чаще всего он принимает священный сан по воле и благодати Божией. Дар священства - это тоже дар благодати Духа Святого. Человек принимает благодать пастырства, а первое дело пастыря - указывать ближнему, указывать своей пастве, своим духовным чадам волю Божию, учить и помогать ее исполнять. Такой человек получает от Бога и другие дарования, если он подвижник, если он раб Христов, если он проводит аскетическую жизнь, строго живет по евангельским заповедям.