Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

Как же преобретается благодать? Приобретается верою в Господа нашего Иисуса Христа и жизнью, которая соответствует вере. Вся наша жизнь должна быть исповеданием веры, исполнением заповедей Божиих, служением Богу. Исповедание веры и служение Богу - это и есть исполнение заповедей Божиих, и прежде всего служение ближнему в духе Евангелия, в духе христианской любви.

Исполняя заповеди Божии, человек очищает свое сердце от страстей, приобретает добродетели. Добродетели - это благодатные качества нового человека, они не свойственны ветхому человеку, их не может быть у язычников. Конечно, и у язычников могут быть добрые качества, но это добродетели душевные, неблагодатные. А добродетели должны быть духовные, то есть они должны быть освящены благодатью Духа Святого.

Труд христианина - это труд делания заповедей, труд борьбы с грехом, со страстями. Видя этот труд, благодать Божия приходит и освящает человека, делает его человеком новым, христианином по образу и подобию совершенного Человека - Христа.

Есть такая добродетель, которой совсем не может быть у язычников и она им даже совершенно непонятна. Эта добродетель называется смирением. Преподобный Исаак Сирин пишет: "Только тогда можно сказать, что человек имеет смирение, когда он имеет все добродетели в совершенстве, в совокупности". То есть только тогда можно говорить о том, что в человеке есть смирение, когда он имеет все добродетели, и не просто добродетели, но именно в совершенном виде. Когда смирение приходит в человека, оно привлекает в его душу Божию благодать, и Божия благодать, прейдя в сердце смиренного человека, как горлица, которая положит птенцы своя, приносит в сердце такого человека благодатные дарования - дары благодати Духа Святого.

Один из первых, нужнейших даров для человека, для спасения души, для правильной христианской жизни есть дар рассуждения. Преподобный Иоанн Лествичник определяет его как способность знать волю Божию на всякое время, во всяком месте, при всяком деле. За то, что человек хочет жить по воле Божией, Господь открывает ему Свою волю, потому что всякий ищущий находит (Мф. 7, 8). Видя такое произволение в человеке, Господь помогает ему, вразумляет, наставляет. И человек, имеющий рассуждение, знает как ему нужно жить и как ему нужно поступать, чтобы угодить Богу, чтобы исполнить волю Божию.

Все благодатные дары сопряжены между собой. Дар рассуждения сопряжен с таким даром, как видение судеб Божиих. О нем упоминает святитель Игнатий (Брянчанинов) во втором томе своих творений. Поскольку человек живет среди других людей, то исполнение воли Божией всегда связано с другими людьми, потому что воля Божия распространяется не только на одного человека, но и на все творение, в том числе на всех людей. И человеку, для правильного исполнения воли Божией, начинают открываться судьбы Божии. Человек начинает видеть судьбы Божии не только относительно себя самого, но и относительно окружающих его ближних. Такой человек не только сам исполняет волю Божию, но помогает ее исполнять и своим ближним, открывая им волю Божию.

И порой такой человек ставится на свечник служения ближнему, чаще всего он принимает священный сан по воле и благодати Божией. Дар священства - это тоже дар благодати Духа Святого. Человек принимает благодать пастырства, а первое дело пастыря - указывать ближнему, указывать своей пастве, своим духовным чадам волю Божию, учить и помогать ее исполнять. Такой человек получает от Бога и другие дарования, если он подвижник, если он раб Христов, если он проводит аскетическую жизнь, строго живет по евангельским заповедям.

Далеко не каждый пастырь, конечно, имеет дар прозорливости. Это редкий дар. Он был распространен в древней Церкви, но сейчас этот дар оскудевает, так как оскудевает наша вера, наша духовная жизнь. Очень мало в ком он встречается, но все-таки встречается. Если мы прочитаем Священное Писание, особенно книгу Премудрости Соломоновой и книгу Премудрости Иисуса, сына Сихарова, мы можем узнать, о чем думают премудрые люди. Они имели дар премудрости и писали в книгах, в Священном Писании, о чем они думали и что им открывалось.

Но одно дело - знать, ведать Божию тайну, а другое дело - уметь излагать эти Божественные тайны для окружающих, для ближних. Есть такой высочайший дар, который называется даром богословия, он помогает человеку изложить Божественные тайны устно и письменно для окружающих. Преподобный Григорий Синаит говорит, что дар богословия - как один из величайших даров, так и один из самых полезных даров, поскольку он помогает с помощью слова возродить к вечной жизни душу человека. И поэтому чаще всего этот дар бывает у проповедников. Этот дар имели апостолы, многие святители и, конечно же, все духовные писатели. Вообще, по словам Феофана Затворника, когда человек интересно говорит о Боге, это признак благодати.

Богослов - это человек, в котором есть благодать Духа Святого и через которого эта благодать разъясняет Божественные тайны, открывает их окружающим людям. Собственно богословами в традиции Церкви названы Иоанн Богослов, Григорий Богослов, Симеон Новый Богослов. Но этот дар имели и другие святые. Думаю, он сохранится до второго пришествия, поскольку всегда есть воля Божия на то, чтобы Слово Божие проповедовалось, и всегда в Церкви были проповедники от Бога, и всегда они будут. А пока они будут, будет и этот дар.

Существует много других даров, которые преподавал Господь. Некоторые дары уже утрачены, Господь не дает их нам. Например, мы читаем в Священном Писании, что языки умолкнут и пророчества прекратятся. Человек, имеющий дар языков по благодати, изъясняет другие языки. Когда благодать сошла на апостолов, они заговорили на незнакомых языках. В это время в Иерусалиме были другие народы, и апостолы на их языках говорили им о Боге, проповедовали Евангелие.

Дар пророчества, я думаю, еще не отнят, потому что были пророки ветхозаветные, и есть пророки новозаветные. Этот дар имели христианские святые и, наверное, еще будут иметь. Этот дар необходим для того, чтобы знать волю Божию и указывать ее целым народам. Одно дело указывать какому-то человеку волю Божию, другое дело указывать волю Божию целому народу. Если народ хочет исполнять волю Божию, думаю, что Господь воздвигнет пророков, которые через пророчества будут открывать судьбы Божии целому народу и многим людям.

Но есть дары, которые уже отняты. Некоторые - по нашему недостоинству, а некоторые - по Промыслу Божию, потому что пришло другое время. Например, святитель Иоанн Златоуст говорит, что когда апостолы проповедовали Евангелие, их проповедь со-провождалась обильными чудотворениями. А сейчас, то есть во время Иоанна Златоуста (это был третий, четвертый век, от Рождества Христова), поскольку христианство проповедано во многих землях, дар чудотворения не так необходим как раньше. Больше назидает не чудо, а благочестивая жизнь человека. Поэтому исполнение евангельских заповедей является подвигом, и на самом деле, подвижническая, святая жизнь человека - это самая громкая проповедь. Назидает прежде всего святая жизнь. А если человек живущий свято еще и скажет приличное слово назидания - это самая сильная проповедь, самый сильный пример. Но дар чудотворения встречается и сейчас у некоторых святых людей, особенно в святых обителях Афона. Но это очень редкий дар в наше время. Останется он или Господь совсем благоволит отнять его от лица земли - это судьбы Божии, этого мы не знаем.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что есть такие дары, о которых знает только тот человек, который их имеет. Я полагаю, что Божиих даров, дарований благодати Духа Святого - великое множество, гораздо больше, чем звезд на небе.