Вечный источник бессмертия

Святой Кирилл Иерусалимский оставил нам целое поучение о Таинстве Тела и Крови Христовых. Приведем из него небольшой отрывок. "Если Сам Христос говорит о хлебе: Сие есть Тело Мое, - то кто после этого осмелится сомневаться? И если Он Сам утверждал: Сия есть Кровь Моя , - то кто еще будет сомневаться и говорить, что это не Кровь Его? Некогда в Кане Галилейской Он претворил воду в вино, похожее на кровь (см. Ин. 2, 1 - 10). Не достоин ли Он веры, когда свидетельствует, что преложил вино в Кровь Свою? Призванный на телесный брак, Он совершил столь великое чудо. Не должны ли мы потому еще более уверенно исповедовать, что сынам брачным даровал Он в наслаждение Свои Тело и Кровь?

Итак, со всей уверенностью мы приемлем хлеб и вино как Тело и Кровь Христовы. Ибо в образе хлеба подается Тело, а в образе вина пода-ется Кровь, чтобы, приобщась Святых Христовых Таин, был ты Его сотелесником и со кровным. Мы делаемся христоносцами, когда Его Тело и Кровь переходит в наши члены. По учению апостола Петра, мы соделались причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4). Итак, не смотри на хлеб и вино как на простые; ибо это - Тело и Кровь Христовы, по слову Господню. Хотя чувство и представляет тебе это как хлеб и вино, но ты утверждайся верою. Не по вкусу суди о деле, но по вере будь несомненно убежден, что ты удостоен причащения Тела и Крови Христовых" 23 .

Святой Ефрем Сирин поучает: "Око веры, когда в чьем-либо сердце светло и ясно заблистает, чисто созерцает Агнца Божия, Который за нас был заклан и принесен в жертву, и даровал нам Свое святое и непорочное Тело, чтобы мы всегда питались им и причащение его служило нам в оставление грехов. Кто владеет сим оком веры, тот явственно и светло созерцает Господа, и с полною верою ест Тело и пьет Кровь непорочного, святейшего Агнца, Единородного Сына Небесного Отца, и никак не испытывает из любопытства святую и божественную веру. Итак, будь верен и непорочен, причащайся пречистого Тела и Крови Господа твоего с полною верою, зная, что ты всецело снедаешь Самого Агнца. Тайны Христовы - огонь бессмертный: берегись безрассудно испытывать их, чтобы причащение их не сожгло тебя. Патриарх Авраам небесным Ангелам предложил земные снеди, и они ели их. Подлинно великое чудо - видеть, что бестелесные духи ели на земле плотские снеди! Но что сделал для нас Единородный Сын, Христос Спаситель наш, это поистине превосходит всякое удивление, всякий ум и всякое слово. Ибо Он предложил нам в пищу огнь и дух, то есть Свое Тело и Кровь" 24 .

Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Будем во всем повиноваться Богу и ни в чем не будем противоречить, хотя бы слова Его и противоречили нашим мыслям и созерцаниям. Но да управляет слово Его нашими мыслями и созерцаниями. Таким же образом будем поступать и в Таинствах, не на внешность только взирая, но содержа в уме своем слова Христовы. Ибо слово Христово непреложно, а наше чувство легко обманывается.

Первое никогда не погрешает, а последнее часто уклоняется от истины. Посему когда Христос говорит: Сие есть Тело Мое, - то убедимся, будем верить и смотреть на сие духовными очами. Ведь Христос не передал нам ничего чувственного, но передал духовное в чувственных вещах.

Так и в Крещении через чувственную вещь - воду - сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и возрождении, или обновлении. Если бы ты был бестелесен, то Христос сообщил бы тебе эти дары бестелесно. Но поскольку душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает Он тебе через чувственное. Сколь многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду, обувь. Вот ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его; а Он дает тебе не только видеть Себя, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь. Итак, никто не должен приступать с небрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовью, все с горячим усердием и бодростью. Ибо если иудеи ели агнца с готовностью, стоя и имея обувь на ногах и жезлы в руках, то гораздо более тебе должно бодрствовать. Потому что они готовились идти в Палестину, посему и имели вид путешественников; а ты готовишься идти на небо.

Так, должно всегда бодрствовать: не малое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются. Подумай, сколь много ты негодуешь на предателя и на тех, кои распяли Христа. Берегись, чтобы и тебе не сделаться виновным против Тела и Крови Христовых. Они умертвили всесвятое Тело, а ты принимаешь его нечистою душою после стольких благодеяний. Ибо не довольно было для Него того, что Он стал Человеком, что Его били по голове и умертвили. Но Он еще Себя передает нам и не только верою, но и делом соделывает нас Своим Телом.

Сколь же чист должен быть тот, кто наслаждается сей жертвой! Сколь чище всех лучей солнечных должны быть рука, раздробляющая сию Плоть, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною Кровью! Помысли, какой чести удостоен ты! Какой наслаждаешься трапезой! На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют воззреть без страха из-за сияния, с тем соединяемся и делаемся одним телом, одною плотью со Христом. Кто изречет могущество Господне, сделает слышными все хвалы Его? (Пс. 105, 2)

Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю - пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел этого. Он питает нас собственной Кровью и через это соединяет нас с Собою" 25 .

Святой Иоанн Дамаскин учит: "Поскольку мы по естеству двояки и сложны, то и рождение должно быть двоякое, равно и пища сложная. Потому дано нам рождение водою и Духом (говорю о святом Крещении), а пища есть Сам Хлеб жизни (Ин. 6, 35), сшедший с небес (Ин. 6, 41), - Господь наш Иисус Христос. Ибо Он, готовясь принять за нас добровольную смерть, в ту ночь, когда предал Себя на мучения, завещал Новый Завет святым Своим ученикам и апостолам, а чрез них и всем верующим в Него. Преломив хлеб, дал им, говоря: Примите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое (1 Кор. 11, 24), во оставление грехов (Мф. 26, 28). Подобным образом, взяв чашу с вином и водою, подал им, говоря: Пейте из нее все: сия есть Кр овь Моя Нового Завета, за вас изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 27 - 28), сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Сына Человеческого возвещаете и воскресение Его исповедуете, доколе Он придет (1 Кор. И, 26).

Бог сказал: Сие есть Тело Мое; сия есть кровь Моя; сие творите в Мое воспоминание. И по Его всесильному повелению так бывает и будет до того времени, когда Он придет; ибо так сказано: доколе Он придет (1 Кор.11, 26). Хлеб и вино используются потому, что Бог знает человеческую немощь, которая с неудовольствием отвращается от многого, если оно не утверждено обыкновенным употреблением. Итак, Бог, по обычному Своему снисхождению, через обыкновенное по естеству совершает сверхъестественное. В Крещении, поскольку люди обыкновенно омываются водою и помазуются елеем, Бог с елеем и водою соединил благодать Духа и сделал Крещение банею возрождения. Здесь же, поскольку люди обыкновенно в пищу употребляют хлеб, в питие - воду и вино 26 , Бог с сими веществами соединил Свое Божество и сделал их Своими Телом и Кровью, чтобы через обыкновенное и естественное мы участвовали в сверхъестественном " 27.

На Первом Вселенском Соборе, состоявшемся в Никее в 325 г., Святые Отцы говорили: "На Божественной Трапезе мы не должны просто видеть предложенный хлеб и чашу с вином. Но, вознося верою ум ввысь, будем разуметь, что на священной трапезе этой лежит Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин.1, 29), приносимый священниками в жертву бескровную. И, принимая истинно честное Тело и Кровь Его, мы должны веровать, что это - знамения нашего воскресения" 28 .

В деяниях Третьего Вселенского Собора Ефесского, в послании свт. Кирилла Александрийского, одобренном Отцами Собора, читаем следующее: "Возвещая сущую по плоти смерть Единородного Сына Божия, то есть Иисуса Христа, и исповедуя Воскресение Его и Вознесение на небеса, мы совершаем в церквах бескровное жертвоприношение. И таким образом приступаем к таинственным благословенным Дарам и освящаемся, причащаясь святого Тела и честной Крови Христа, искупившего всех нас. И принимаем их не как обыкновенную плоть (чего да не будет!) и не как плоть человека, освященного и соединившегося со Словом по единству достоинства, то есть ставшего Божиим обиталищем, но как Тело истинно животворящее, собственное Тело Самого Слова. Ибо Он, будучи Жизнью по естеству как Бог, когда стал единым с собственной плотью, соделал ее животворящей. И потому, хотя Он говорил нам: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его (Ин. 6, 53), - мы не должны почитать ее за плоть человека, во всем подобного нам. Ибо каким бы образом плоть человека по природе своей могла быть животворящей? Но должны почитать ее за плоть Того, Который ради нас стал и назвался Сыном Человеческим" 29 .

На Седьмом Вселенском Соборе Святые Отцы, обличая заблуждение лжеучителей, свидетельствовали: "Никто из труб Духа, то есть святых апостолов или достославных отцов наших, бескровную жертву нашу, совершающуюся для воспоминания страданий Бога нашего и всего домостроительства Его, не называл образом Тела Его. Ибо мы не принимали от Господа так говорить и возвещать. Напротив, Он благовествует: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6,53). Также: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56).