Вечный источник бессмертия

Еще благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чаилу и благодарив, подал им и сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26, 26 - 28). А не сказал: "Приимите, ядите образ Тела Моего".

Также и апостол Павел, почерпнув знания из Божественных глаголов Господа, говорит: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил и сказал: "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание". Также и чаилу после вечери, и сказал: "Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор. 11, 23-26).

Итак, ясно показано, что ни Господь, ни апостолы, ни отцы бескровную жертву, приносимую священниками, никогда не назвали образом, но самим Телом и самою Кровью. И хотя прежде, нежели совершится освящение, некоторым из Святых Отцов казалось благочестивым именовать их образами, но после освящения они суть Тело и Кровь Христовы, и так называются, и приемлются верою" 30 .

Видите, братия, как единогласно Святые Отцы учат, что в Евхаристии хлеб и вино, по освящении их через слова Господни и призывание Святого Духа, суть Тело и Кровь Христовы. Немного мы привели свидетельств, но из них каждый может видеть, что вся Святая Вселенская Церковь Христова так исповедала и так учила чад своих. Ибо предложили мы свидетельства частью Святых Отцов, прославляемых всей Вселенской Церковью, частью взятые из деяний Вселенских Соборов, на коих учение и постановления утверждались согласием множества Святых Отцов, собранных из разных стран, по которым распространилась Церковь Христова.

Да и сами вы, братия, всегда имеете перед собой свидетельство об этой истине от всей Православной Церкви Христовой, присутствуя при совершении Литургий свтт. Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Двоеслова. Эти Литургии не вновь составлены, а представляют собой сокращения Литургии апостольской, которая через апостолов и мужей апостольских передана Церкви последующих времен. А помянутые Святые Отцы эту древнюю апостольскую Литургию только приспособили к нуждам своего времени, не изменив в ней ничего существенного. В действиях этих Литургий Православной Церкви, как сами слышите и видите, ясно представляется вниманию каждого вера Вселенской Церкви в Таинство Тела и Крови Христовых. Это та вера, которая в писаниях Святых Отцов и учителей Церкви разнообразно раскрывается и объясняется, что видно из выше предложенных свидетельств. Так согласно и неизменно Святая Церковь Христова, как приняла от Господа и святых

Его апостолов, содержит и исповедует, что в Ев-харистии под видами хлеба и вина содержатся истинное Тело и Кровь Христовы.

Этой верою и нас с детства, как необходимым и спасительным молоком, поила Святая Церковь, будучи чадолюбивой матерью. Эту веру да храним и питаем мы, чада Церкви, как бесценное сокровище и залог нашего упования на великие обетования Господа Иисуса, предлагаемые всем любящим Его и хранящим святые заповеди Его. Он, благий и человеколюбивый Бог и Спаситель наш, Сам, силою благодати Своей, да дарует всем нам всегда более преуспевать в этой вере и в благих делах по заповедям Его, чтобы иметь нам твердое и несомненное ожидание жизни вечной! Ему и Отцу Его и Всесвятому Духу, единому Вечному, Всеблагому и Всемогущему Богу нашему, в Трех Лицах нераздельно сущему и прославляемому, слава и благодарение и поклонение да будет от нас, ныне и всегда! Аминь.

18. Св. Игнатий Богоносец. Послания к Смирнской Церкви.

19. Апология 1. Гл. 66. См. Христианское чтение. 1825 г. Ч. 17.

20. Т.е. тлению без надежды на воскресение.

21. Против ересей. Кн. IV. Ч. 18. Гл. 4. 5.

22. Кн. V. Ч. 2. Гл. 3.

23. Тайноводственные поучения. IV. 1, 2, 3, 6.

24. Lib. de natura Die curiose non scrutanda.