Вечный источник бессмертия

Но хлеб и вино не иначе могут сделаться истинными Телом и Кровью Христовыми как через преложение существа хлеба и вина в существо Тела и Крови Христовых - или через пресуществление.

Святые Отцы и учители Церкви как приняли от самого Иисуса Христа через апостолов, так и передали нам. В предыдущей беседе было изложено их учение. Все они говорят, что в Евхаристии предлагаются не хлеб и вино, но самые Тело и Кровь Христовы, и через это уже ясно свидетельствуют, что хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, и по преложении остается только вид хлеба и вина, а не существо их. Ниже приводится еще несколько небольших отрывков из трудов древних Отцов и учителей Церкви.

Святитель Кирилл Иерусалимский учил: "Хлеб и вино в Евхаристии, прежде призывания Троицы, были простые хлеб и вино. После же призывания хлеб становится Телом Христовым 33, а вино - Кровью Христовой 34" . В другом месте: "Хлеб Евхаристии, по призывании Святого Духа, уже не простой хлеб, но Тело Христово" .

Святитель Григорий Нисский: "Поистине верую, что и ныне хлеб, освящаемый словом Божиим, претворяется в Тело Бога Слова. Ведь и это тело было хлебом по силе и возможности, но освятилось пребыванием Слова, обитавшего во плоти. Итак, от чего в том теле претворенный хлеб изменился в Божественную силу, посредством того же и ныне бывает то же самое. Ибо как там благодать Слова освящала тело, которое поддерживалось хлебом, и потому некоторым обра-зом само было хлебом; так и здесь хлеб, как говорит апостол, освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4, 5), не через вкушение и питие соделываясь Телом Слова, но тотчас претворяясь в Тело Слова, как сказано от Слова: Сие есть Тело Мое 35" .

Блаженный Феофилакт слова Господа изъясняет так: "Сказав же: Сие есть Тело Мое, - показывает, что освящаемый в Таинстве хлеб есть самое Тело Господа, а не образ. Он не сказал: "Сие есть образ", - но: Сие есть Тело Мое. Ибо таинственным действием претворяется в Тело, хотя нам и кажется хлебом 36" . В другом месте: "Хлеб не есть образ Тела Господня, но прелагается в самое Тело Христово 37" . Еще в ином месте: "Смотри, хлеб, который мы едим в Таинстве, не есть образ Плоти Господней, но самая Плоть Господа: ибо хлеб, таинственными словами, через таинственное благословение и наитие Святого Духа, претворяется в Плоть Господню 38" .

Сие Таинство велико, и действие преложения, или пресуществления, непостижимо. Однако для верующего ничто здесь не представляется неприемлемым. Для Всемогущего может ли что-либо быть невозможным? Разве Тот, Кто единым словом воззвал все из небытия в бытие, не может хлеб и вино претворять в Свое пречистое Тело и Кровь? Питавший небесным хлебом древнего Израиля в пустыне, не может ли питать нового Израиля пренебесным хлебом - Своим Телом и Кровью?

Святые Отцы много говорили о сей возможности Таинства, обличая неверие или предохраняя верующих от помыслов сомнения. Посмотрим, что пишут Св. Отцы и учители Церкви.

Святитель Амвросий Медиоланский пишет : "Не скажешь ли: как ты утверждаешь, что я принимаю Тело Христово? Это еще и остается доказать нам. Итак, сколько употребить нам примеров для доказательства того, что здесь мы видим не образованное природой, но освященное благословением; и того, что сила благословения более, нежели сила природы, поскольку благословением и сама природа изменяется. Посох держал Моисей; бросил его вперед, и сделался змей. Моисей хватает змея за хвост, и тот обращается в посох. Вот смотри, как пророческой благодатью дважды изменилась природа и змея, и посоха".

И далее свт. Амвросий исчисляет другие чудеса, которые Бог совершил через Моисея, Илию и Елисея, и продолжает: "Итак, видим, что больше имеет силы благодать, нежели природа. Впрочем, мы говорим теперь о благодати пророческого благословения. Но если благословение человеческое имело столько силы, что изменяло природу; то что сказать о благословении Божием, в котором действуют слова Самого Господа Спасителя? Ибо Таинство, принимаемое тобой, совершается словами Христа. Если же слово Илии так было сильно, что низвело огонь с неба, то не сильно ли слово Христово изменить виды стихий? О делах всего мира читал ты: Ибо Он сказал - и возникли они; Он повелел - и были созданы (Пс. 148, 5).

Так, слово Христово, способное из ничего создать то, чего не было, не может ли и существующее изменить в то, чем оно не было? Ибо давать вещам новую природу значит не менее, чем изменять их. Несомненно, истинная Плоть Христова - та, которая была распята и погребена. Следовательно, истинным является и Таинство Плоти Его. Сам Господь Иисус взывает: Сие есть Тело Мое. И ты говоришь: "Аминь", т.е. "Истинно"! Что говорят уста, то да исповедует ум; что гласит слово, то да чувствует сердце!"

Святитель Иоанн Златоуст учит: "И ныне предстоит тот же Христос, Который приготовил оную трапезу. И ныне Он же приготовляет ее. Ибо не человек делает то, что предложенное становится Телом и Кровью Христовыми, но Сам распятый за нас Христос. Иерей, исполняя чин, произносит слова. Сила же и благодать - от Бога. Сие есть Тело Мое, - говорит. Эта фраза изменяет предложенное. И как лишь однажды изречено было: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1, 28), - но во всякое время природе нашей дает силу. Так и эти слова, произносимые над каждой трапезой в церквах, доныне и до пришествия Его совершают приготовленную жертву 39" .

Святой Иоанн Дамаскин пишет: "Сие Тело есть истинно соединенное с Божеством, заимствованное от Св. Девы Тело. Но не вознесшееся тело сходит с небес, а самый хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божии! Если же ты спросишь, каким образом это может случиться; то довольно тебе услышать, что сие совершается Святым Духом так же, как Господь от Святой Богородицы составил Себе плоть Духом Святым. И мы ничего не знаем более. Знаем только, что слово Божие истинно, действенно и всесильно, но образ претворения невозможно исследовать. При этом нужно сказать, что хлеб, вино и вода через вкушение их естественным образом прелагаются в тело и кровь того, кто ест и пьет, а вовсе не делаются другим телом, отличным от прежнего его тела. Так и хлеб предложения, вино и вода через призывание и наитие Святого Духа, сверхъестественно претворяются в Тело и Кровь Христовы и составляют не два тела, а одно и то же 40" .

Из приведенных мест, братия, мы хорошо видим, что, с одной стороны, для нашего ограниченного разума непостижимо сверхъестественное действие преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а с другой - легко приемлема эта тайна для веры, утверждающейся на несомненных понятиях о всемогуществе, премудрости и благости Божией. Теперь изложим кратко те истины, касающиеся Евхаристии, которые на основании учения

Всем Таинстве хранятся Православной Церковью. Примите их со вниманием и удержите с благоговением в памяти, чтобы при размышлении о сем страшном Таинстве не мыслить противно тому, как верует Святая Церковь, и не слушать того, кто станет говорить не так, как она учит.