Вечный источник бессмертия

В-четвертых, поскольку в Евхаристии под видом хлеба и вина предлагаются нам само Божественное Тело и сама Божественная Кровь Иисуса Христа; мы явно должны воздавать сим Тайнам такую же честь, какая воздается Самому Иисусу Христу 47 . Ибо всегда мы должны помнить, что это - Божие Тело и Божия Кровь и что здесь невидимо присутствует Тот (Бог Отец), о Котором у апостола сказано: Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии (Евр. 1, 6; ср. Пс.96, 7). И в другом месте: Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца (Флп. 2, 9 - И).

Святитель Иоанн Златоуст учит: "Итак, приступим к Нему (Христу) с горячей и пламенной любовью, чтобы нам не подвергнуться наказанию. Ибо чем более облагодетельствованы мы, тем более будем наказаны, когда окажемся недостойными благодеяний. Сие Тело волхвы почтили, когда оно еще лежало в яслях. Мужи иноплеменные, не знающие благочестия, оставив отечество и дом, предприняли долгий путь и, придя в Вифлеем, с великим страхом и трепетом поклонились Христу.

Итак, будем подражать хотя бы иноплеменникам, граждане небесные! Они увидели Христа в яслях и в вертепе и ничего такого не видели, что ты теперь видишь. Однако они с великим трепетом подошли. А ты видишь Его не в яслях, но на жертвеннике; и не Жену, держащую Его, но священника предстоящего и Духа, осеняющего предложенные Дары. Не просто видишь сие Тело, как они; но, быв научен всем тайнам, знаешь его силу и все домостроительство спасения, знаешь все, что совершено через него.

Итак, возбудим самих себя и устрашимся, и покажем благочестие гораздо большее, нежели оные иноплеменники, чтобы иначе, приступив просто и как случится, не собрать нам огнь на главу свою" 48 .

Так и Св. Церковь всегда возбуждает в нас благоговение и страх к Святым Тайнам, каждый раз на Литургии взывая: "Со страхом Божиим и верою приступите!"

Так и мы, братия, последуя наставлению Св. Церкви. Да приступаем к великим Тайнам; да взираем на них и да помышляем о них всегда с благоговением и страхом, с любовью и благодарностью к Творцу и Спасителю нашему Христу Иисусу. И мы вместе со всяким созданием, находящимся на небе и на земле, и под землею, сердцем, и устами, и душою, и телом да взываем: Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков. Аминь! (Апок. 5: 13, 14).

А теперь позвольте предложить вашему благо честию несколько наставлений святого Димитрия Ростовского о пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы 49 . Они извлечены святителем из писаний древних Отцов и учителей Церкви и изложены просто и назидательно.

Прочтем наставления, не меняя мысли, а изменив только некоторые слова для ясности и удобопонятности.

Если кто изъявляет сомнение и неверие касательно Божественного Таинства: как хлеб, находящийся на трапезе, прелагается в Тело, а вино в Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, и становится в священном служении истинными Телом и Кровью Его; то всякий православный христианин должен спросить его: "Может ли Бог сделать больше человека и выше разума его". И когда сомневающийся ответит: "Может", скажи ему: "Почему же не может дать нам Своей Плоти в пищу? Словом Господним утверждены небеса (Пс. 32, 6). Тем же словом Божиим превращает Он хлеб и вино в Тело и Кровь Свои".

И если удивляешься тому, как Тот же Христос есть и на трапезе, и на небесах; то удивляйся и тому, как одно солнце, которое нас здесь освещает и согревает, в то же время светит и на небе, и на земле, и на востоке, и на западе, и во всех странах мира. Так и Христос - в одно время и на небе, и на земле в пречистых Тайнах. Как один всемогущий и всесильный, Он и на небе находится истинно и по естеству, и на земле властью Божества совершает великие и преславные дела непостижимо и несказанно, превыше ума человеческого.

И опять если удивляешься тому, как один Христос во многих частях подается верным равно целый, не меньший в одной части и не больший в другой; удивляйся и тому, как один мой голос и у меня в устах и в ваших ушах есть один и тот же голос.

Удивляешься, как Тело не сокрушается в раздроблении Тайн, когда раздробляется Агнец, и как во всякой части есть целый и совершенный Христос? Удивляйся и тому, что когда зеркало раздробится на малые части, то образ человеческий в нем не раздробляется, но во всякой части представляется целым, как и в полном зеркале.

Если удивляешься тому, как Христос, часто снедаемый, не умаляется, но цел пребывает во веки; удивляйся и тому, что, зажегши одною свечою другие свечи, ты не уменьшаешь чрез это света первой свечи.

И если спросишь о том, как Христос, вошедший внутрь нашего естества, не оскверняется и не заключается; то и я спрошу: "Солнце, проходя над нечистыми местами, оскверняется ли через это или нет?" Знаю, что мудрый и верный не осмелится сказать: "Да". Тем более не оскверняется Христос - Свет всякой чистоты - и не заключается Сущий, Которого не могли удержать ни ад, ни гробные печати, ни двери в горнице учеников, затворенные и твердо заключенные.