Вечный источник бессмертия

Иисус же, узнав это, удалился на гору, и потом ночью чудесно перешел на другую сторону Тивериадского моря. Народ, ища Его, на судах последовал за Ним. Иисус, понимая, что народ следует за Ним привлекаемый умножением хлебов, а не величием знамения, говорит: Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились (Ин. 6, 26). И от тленной пищи обращая внимание их к пище нетленной, продолжает: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий (Ин. 6, 27).

Иудеи, желая видеть знамения от Иисуса, указали на то, что отцы их ели манну в пустыне, как сказано в Писании: Хлеб с неба дал им есть (Ин. 6, 31). Иисус отвечал им: Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес (Ин. 6, 32). После чего попросили Его иудеи: Господи! Подавай нам всегда такой хлеб (Ин. 6, 34). Иисус сказал им: Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6, 51).

Услышав это, иудеи стали спорить между собою и говорили: Как Он может дать нам есть Плоть Свою? (Ин. 6, 52). Иисус опять сказал им: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 52).

Господь задолго до установления Евхаристии говорил ученикам Своим об этом великом Таинстве, чтобы им легче было уверовать, когда оно будет установлено. Однако многие из учеников Иисуса, смутившись Его пророчественной проповедью, оставили Его. Впрочем, это были, по слову Спасителя, те, которых не привлек Отец, пославший Его (Ин. 6, 44). А истинные ученики Его говорили: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого (Ин. 6, 68 - 69). И мы видим из евангельской истории, что, когда Господь установил сие Таинство на последней вечере, никто из учеников не выразил недоумения и не обратился к Иисусу с вопросом о Таинстве. Напротив, все приняли оное беспрекословно, ибо были приготовлены к его принятию.

Установление Причащения

Данное обетование исполнил Господь на последней пасхальной вечере со Своими учениками следующим образом. Пред наступлением Пасхи Иисус послал в Иерусалим двух учеников приготовить место для празднования и велел сказать хозяину дома: Учитель говорит: время Мое близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими (Мф. 26, 18). Он, пришедший исполнить Закон, и вместе Агнец, закланный за грехи рода человеческого, Сам благоволил совершить и тем заключить ветхозаветную прообразовательную Пасху прежде принесения Себя в жертву на жертвеннике крестном. И в то же самое время Спаситель установил новозаветную бескровную жертву - истинную Пасху - в воспоминание Своей беспредельной любви к миру, Своих страданий и смерти за грехи мира.

Когда Иисус и ученики Его пришли в горницу, приготовленную для празднования Пасхи, и возлегли за вечерей, Иисус воззвал: Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания (Лк. 22,15 ).

По окончании пасхальной вечери, Иисус, научая Своих учеников тому, как должны они пользоваться великими дарами и преимуществами, подает им удивительный пример смирения. Он встает из-за стола, слагает с Себя одежды, опоясывается полотенцем, вливает воду в умывальницу, умывает и отирает ноги ученикам. Затем, возлегши, Иисус объяснил, для чего это сделал: Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 14 - 15).

После, снова предсказав ученикам скорое Свое отшествие из мира, преподав наставления и указав предателя (Лк. 22, 16 - 27; Мф. 26, 21 - 25), Иисус совершает то, что было тогда предметом Его сильного желания: устанавливает таинство Причащения. Три евангелиста - Матфей, Марк и Лука - и апостол Павел следующим образом свидетельствуют об этом великом деле.

Евангелист Матфей повествует: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чаилу и возблагодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26 - 28).

Евангелист Марк рассказывает: И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чаилу, возблагодарив, подал им; и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая (Мк.14, 22-24).

Евангелист Лука свидетельствует: И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чаилу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается (Лк.22,19-20).

Апостол Павел пишет коринфянам: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: "приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание". Также и чашу после вечери, и сказал: "сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание" (1 Кор. 11, 23-25).

Видите, братия, сколько имеем мы свидетельств из уст богодухновенных апостолов об установлении этого Таинства! Кратко передают они нам это великое дело, но так оно и совершено всемогущим Господом Спасителем: просто, без украшений. И, дополняя один другого в малых чертах, в главном все совершенно согласны между собою.