Вечный источник бессмертия

13. Свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды. Беседа I.

14. Постановления Никейского Собора.Ч. XIII.

БЕСЕДА ВТОРАЯ

О том, что в Таинстве Евхаристии, под видом хлеба и вина, подаются истинное Тело и Кровь Христовы.

Ныне, братия, при помощи Божией, станем беседовать о том, в чем состоит Таинство Евхаристии: что в нем естественное и что сверхъестественное. Как сказали мы в предыдущей беседе, в Таинстве Евхаристии, под видом хлеба и вина, преподаются истинное Тело и истинная Кровь Христовы. В этом понятии ясно раскрывается сила Таинства: виды хлеба и вина составляют естественное в Евхаристии, а под сими видами предлагаемое Тело и Кровь Христовы - сверхъестественное. То и другое раскроем в настоящей беседе на основании Слова Божия, предложенного нам в Священном Писании.

Три евангелиста и апостол Павел, свидетельствующие о Божественном установлении Евхаристии, единогласно говорят, что Господь Иисус для таинства Евхаристии употребил хлеб и вино. Так, евангелист Матфей передает: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите... И, взяв чаилу и возблагодарив, подал им и сказал: пейте из нее все... Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца Моего (Мф. 26, 26 - 29). Подобно ему говорят о хлебе и чаше с вином евангелисты Марк и Лука и апостол Павел, как видели мы из приведенных в предыдущей беседе свидетельств об установлении Евхаристии.

Святая Церковь вселенская как приняла от Самого Иисуса Христа чрез святых апостолов, так во все времена содержала и доныне содержит это установление. То есть для Таинства тии предлагается хлеб и виноградное вино, к которому, на основании древнего предания церковного, примешивается немного воды 15 .

Впрочем, надобно заметить, что в Таинстве Евхаристии, когда оно совершено, уже не хлеб и вино составляют видимую сторону, а только виды хлеба и вина, существо же их, силою Духа Божия, прелагается в существо истинного Тела и истинной Крови Христовых. Поэтому, по освящении предложения, хлеб и вино в существе своем являются истинными Телом и Кровью Христовыми - от хлеба и вина, предложенных на освященной трапезе прежде совершения Таинства, остается только внешность.

Поистине великое, непостижимое Таинство! Велика и безмерна глубина Божьего милосердия и человеколюбия! Великую милость и снисхождение являет к нам благой Господь в том, что чем выше и непостижимее эта тайна - существенное присутствие Тела и Крови Господних под видами хлеба и вина, - тем яснее открыта она верующим в Слове Божием: и в беседе Господней, в которой обещано Таинство, и в повествовании трех евангелистов и апостола Павла об установлении Евхаристии. Рассмотрим эти места порознь.

Когда Иисус Христос обещал дать в пищу Свое Тело и говорил: Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6, 51), - иудеи стали спорить между собою, недоумевая, как Он может дать им в пищу Свое Тело (Ин. 6,52). Иудеи, без сомнения, понимали слова Христа в собственном смысле 16 , разумея только обыкновенное чувственное тело, а не Божественное, какое обещал Иисус Христос преподать в Таинстве Евхаристии. Потому, не покоряя своего разума в послушание веры, они недоумевали, почитая невозможным, чтобы Иисус Христос мог дать в пищу Плоть Свою.

Однако Спаситель ничем не показал им, что они должны понимать услышанное не в прямом смысле, как делал в других случаях (см., например, Мф. 16, И). Напротив, Он решительно подтвердил сказанное, повторив все еще раз с большей полнотой, показывая таким образом, что слова Его истинны и неизменны и что вкушение той пищи, которую Он обещает дать, совершенно необходимо. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь жизни в себе (Ин.6, 53). Потом неоднократно говорил о том же, раскрывая плоды, получаемые от вкушения небесной пищи: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54 - 57).

Далее Иисус показал превосходство этой обещанной пищи над древней чудесной манной:Сей- то есть хлеб, сшедший с небес; не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6, 58). Манна была действительно пищей, питавшей евреев во время странствования по пустыне. Так и сей хлеб будет истинной пищей для последователей Христовых - скитальцев, не имеющих на земле пребывающего града. С одним лишь различием, что вкушавшие манну получали пользу только для этой жизни, поддерживая жизнь телесную, а достойно вкушающие Тело и Кровь Христовы будут жить вечно.

Слова Господа Иисуса Христа возбудили во многих Его слушателях не веру, как хотел Иисус, а новые недоумения и сомнения. Многие из учеников Его говорили: Какие странные слова! Кто может это слушать? (Ин. 6, 60). Чем больше Господь говорил о тайне, приемлемой только ве-рою, тем сильнее возбуждалось неверие и упорство в сомневающихся. Иисус, зная, что ученики ропщут на Него за учение об этой необыкновенной пище, сказал им: Это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде? (Ин. 6, 61 - 62). И тогда как увидите Меня Победителем смерти и ада, возносящимся на небо во славе? Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь (Ин. 6, 63).

Он словно объяснял ученикам: "То, что Я говорю, надобно понимать духовно, надобно слушать с верою, а не судить по плоти и не останавливаться на плотском разумении. Только такое слушание и разумение приносит животворное видение, чувственное же слушание и разумение, без веры, не принесут никакой пользы. Слова Мои полны Духа. Они выше всего чувственного, выше естественного порядка вещей и их законов. Принимаемые с верою, духовно, они дают жизнь вечную" 17 .