Священномученик Анатолий (Грисюк)-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК -СИРИЙСКОГО МОНАШЕСТВА -ДО ПОЛОВИНЫ VI ВЕКА-СОДЕРЖАНИЕ- 1 1 отрывок-1.1 ГЛАВА

Церк. ист., кн. 1, гл. 7; еd. Bidez, р. 13.

Revue de l'Orient chrйtien, 1908, № 4, р. 342, а по эфиопскому синаксарю Варсума учился у некоего подвижника Авраама (ibid., 1909 № 4, р. 414).

Мigne 82, 1352 А.

Называются именно "боголюбезнейший пресвитер и архимандрит Мекима" (МекЯмбт) (письмо 125, стр. 159), архимандрит Агафон (письмо 185, стр. 319), упоминаются три "пресвитера и архимандриты" (письмо 253, стр. 427).

Эти правила на сирийском языке изданы Bejan'ом (IV, 450), а переведены на французский аббатом Но ("Les canons et les resolutions canoniques de Rabboula, Jean de Tella, Cyriaque d'Amid etc". Paris, 1906). По счету Nau, их всех 25.

То же и у святителя Василия Великого Слово о подвижничестве 2-е. Творения, ч. 5, изд. 4, стр. 61.

Ср. святителя Василия Великого Правила пространные, 44, Творения, ч. 5, изд. 4, стр. 160-161.

Ср. 2-е Псевдо-Климентово послание к девственницам (а собственно, правила для иноков при их отпусках). Тр. К. Д. Ак. 1869 г., II. стр. 202.

Ср. святителя Василия Великого Слово о подвижничестве 2-е. Творения, ч. 5, изд. 4, стр. 64.

Ср. святителя Василия Великого Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. Гл. 20. Творения, ч. 5, изд. 4, стр. 364-67. См. также Древние иноческие уставы, собранные епископом Феофаном. М., 1892, стр. 429-35.

Ср. правило преподобного Харитона исповедника о том же. Палестинский патерик, в. 4, стр. 14-15. Также святителя Василия Великого Правила пространные, 40 (о пище для странников).

Ср. святителя Василия Великого Правила пространные, 26, Творения, ч. о, изд. 3, стр. 143.

Т.е. совершенно запрещается римский обычай сжигать тела умерших и хранить пепел в урнах.

Ср. любопытный ответ, какой влагает в уста преподобного Симеона Столпника, которого настоятель спрашивает, кто он, автор Vita Антониевой: "Я по рождению свободный" (§ 4, Lietzmann, 6).

Рус. пер., стр. 145, 157, 184, 221, 130.

Мignе, 82, 1497-1521.

Hist. rel., с. 6; рус. пер., стр. 88-89.

Hist. rel., с. 9; рус. пер., стр. 106-107.

Hist. rel., с. 29; рус. пер., стр. 228; здесь ошибочно слово ?????? передано как "стадий" вместо ?????? - mansio, дневной переход.

Сирийские подвижники рассматриваемого времени выполняли, конечно, и вторую заповедь о любви к ближним, но понятно, что это они делали своеобразным способом и отдавали предпочтение прежде всего первой и главной заповеди о любви к Богу. Духовное утешение1 и духовную помощь2 они оказывали всем приходившим к ним, отводя для этого дела время после девятого часа. Но известны примеры и благотворительности в нашем смысле слова. Подвижник Лимней, по словам блаженного Феодорита, "собрав к себе много слепых и нищих, устроил для тех и других на восточной и западной стороне горы жилища, приказав им жить здесь и славословить Бога, а доставлять необходимую пищу завещал тем, которые к нему приходили"3. Потом отшельникам и монастырникам сирийским была присуща и добродетель страннолюбия, как, например, Мавсиме (он, впрочем, жил, по словам блаженного Феодорита, "в предшествовавшие нам времена", то есть в IV в.), также Василию селевковильскому (с. 3) и др. Иаков кафра-рехимский (с. 21) случайного прохожего просил быть участником его скуднейшей трапезы (смоченная чечевица). Асклипия (с. 25) отличало между другими добродетелями и страннолюбие; Марина предлагала приходившим к ней жить у пастыря того селения, где она сама жила, и доставляла им все необходимое, равно как и самому блаженному Феодориту, когда он приходил в ту страну, находившуюся к северу от Кирестики, доставляла и хлеб, и овощи, и намоченную чечевицу.

Особенно много (что и понятно ввиду наличности обильных источников) рассказывается о благотворении нуждающимся со стороны преподобного Симеона Столпника. Например, жители деревни Ганадрис (Assemani читал Анадрис и помещал ее на Ливане между Vesciar`ой и Hadscit`ом, но у Bedjan`a стоит Ганадрис, и Lietzmann (143, Anm. 1) предлагает видеть знакомый уже Гиндар), нарушили заповедь святого Симеона о воскресном покое. За это они были наказаны безводием источников. Святой Симеон сразу прозрел, когда они пришли к нему с просьбой о помиловании, причину постигшего их бедствия и после покаяния их повелел им положить в источники камни с знамением креста и совершить бдение в своей церкви. Письмо пресвитера Косьмы (который прежде считался автором и сирийского жития) (Lietzmann, 184, 29 - 187, 24) свидетельствует о глубоком нравственном воздействии великого столпника на население деревни. Блаженный Феодорит рассказывает другой пример подобного воздействия. Один арабский князек дал обет не есть животной пищи. Но спустя некоторое время он решился поесть птицы. И вот, рассказывает блаженный Феодорит, "Бог, желая обличением привести его к обращению и почтить Своего раба, бывшего свидетелем нарушенного обета, превратил мясо птицы в каменную массу". Наконец, из жития, приписываемого ученику преподобного Антонию, приведем пример покаявшегося у столпа преподобного Симеона великого разбойника ( 20; Lietzmann, 48, 1-54, 2). О значении деятельности преподобного Симеона в социальном отношении красноречиво говорит автор сирийского жития: "Сколь много обремененных освободились через его слово от своих тягостей! Сколь много долговых обязательств было разорвано его стараниями! Как много притесняемых освободились от тех, которые проявляли на них свою силу! Как много рабов было освобождено, и их свидетельства были пред преподобным разорваны! Сколь многие сироты и вдовы были питаемы благодаря столпнику!" ( 57. S. 108, 24-30). Блаженный Феодорит говорит: "Можно видеть его и судьей, выносящим правильные и справедливые решения" (Lietzmann, 17, 3-4). Этим, впрочем, он занимался после 9-го часа, после молитвы, когда его можно было видеть примиряющим враждующих. Сирийское житие говорит еще о благодетельном воздействии преподобного Симеона на понижение процентов. Об этом же говорится и в "Увещаниях", сохранившихся с именем преподобного Симеона, и в письме пресвитера Косьмы. Именно преподобный Симеон, если верить сирийскому житию, рекомендовал брать только полпроцента в месяц (следовательно, 6% в год). В 92, 93, 95 сирийского жития говорится о помощи преподобного Симеона от притеснений какого-то сенатора антиохийского, затем трибуна какой-то арабской царицы, потом даже какого-то comes (Orientis) - помощи чудесной. Та же чудесная помощь преподобного Симеона простиралась иногда и на бедствующих в море ( 104-105; Ss. 151, 17 - 153, 24). Но и другие сирийские подвижники, по примеру своих предшественников IV в., в годины тяжелых общественных бедствий являлись в числе ходатаев пред власть имущими. Например, когда блаженный Феодорит писал префекту Константию (письмо 42 у профессора Н.Н. Глубоковского, стр. 40-44) о сложении части податей, то, по его словам, об этом вместе с ним просили и все находившиеся в их стране (Кирестике) святые и особенно преподобнейший и святейший муж Божий, господин Иаков (сравни письмо к патрицию Сенатору N 44, стр. 46-47). Оба письма относятся к 447 г.