Священномученик Анатолий (Грисюк)-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК -СИРИЙСКОГО МОНАШЕСТВА -ДО ПОЛОВИНЫ VI ВЕКА-СОДЕРЖАНИЕ- 1 1 отрывок-1.1 ГЛАВА

В настоящий период, по свидетельству Евагрия, среди сирийских отшельников появляется новый род подвижничества - юродство, которое, по самому свойству своему, заставляет их переставать быть отшельниками и появляться на стогнах и улицах шумных городов50. "Между монахами, - говорит Евагрий51, - есть весьма немного, конечно, и таких, которые чрез добродетель достигнув бесстрастия, возвращаются в мир и, среди шума притворяясь помешанными, таким образом попирают тщеславие, - по словам мудрого Платона, эту последнюю обыкновенно снимаемую с души одежду. Любомудрие научило их есть без чувства и в харчевнях, и в мелочных лавках, не стыдясь ни места, ни лица, ни вообще ничего. Нередко посещают они и бани и там моются большей частью с женщинами, покорив страсти так, что имеют полную власть над своей природой и не склоняются на ее требования ни взглядом, ни прикосновением, ни даже объятием девы. С мужчинами они - мужчины, с женщинами - женщины, и хотят иметь не одну, а обе природы". В качестве примера такого рода жизни Евагрий указывает на преподобного Симеона Юродивого, жившего в VI веке в городе Эмессе52, юродство которого падает, впрочем, на конец VI века (с 582 года).

Во главе монастырей сирийских (собственно второй Сирии) в официальных документах первой половины VI века (в прошении восточных монахов, поданном константинопольскому собору 536 года под председательством патриарха Мины53, по поводу Севира, Зеора, Петра и Анфима) стоит мпнЮ фпэ мбкбсЯпх МЬсщнпт. Но относительно второй половины V века мы ничего не знаем. Поэтому не будет погрешности, если обозрение сирийских монастырей 450-550 годов мы начнем с монастыря святого Симеона Столпника, построенного в конце V века. Говоря так, мы разумеем в собственном смысле слова постройку монастыря, в высшей степени величественного, импонирующего своей величественностью и теперь54, ибо монастырь, как можно заключать из житий святого Симеона и жития преподобного Даниила Столпника (в редакции Симеона Метафраста; у Lietzmann `a [S. 195] говорится только о кпйнпвЯщ мегЯуфщ в Телнешине), появился еще при жизни первого столпника55. Колонна преподобного Симеона находилась в центре восьмиугольного открытого двора, ограниченного восемью огромными столбами, соединенными огромными арками. Эта восьмиугольная стена представляла стилизованную древнюю "мандру". Длина двора в диаметре - 30,5 метров. К четырем противолежащим сторонам его примыкает четыре базиликообразных здания, представляющих собой четыре стороны восьмиугольника. Приходящиеся в промежутках между этими зданиями четыре стороны восьмиугольника расширены выступами, имеющими вид трапеций. Все четыре продолговатых здания имеют вполне базиликообразное устройство - суть трехнефные базилики с повышенными средними кораблями, с колоннами, надлежащим образом поставленными. Одна из этих базилик (восточная) несколько длиннее остальных, имеет 43,2 метра длины и снабжена тремя абсидами. Эта базилика и была местом совершения богослужения. В эпоху, предшествующую мусульманскому нашествию, вход в эту базилику был закрыт каменной стеной с тремя входными дверями, дабы изолировать ее от шума, происходившего во дворе, где вокруг колонны преподобного Симеона поселяне водили свои хороводы. Главная абсида восточной базилики представляет величественную арку с превосходным фронтоном и имеет пять окон. Может быть, внутренние стены этой абсиды были облицованы мрамором, если этому приписывать выбоины и следы гвоздей по всей стене абсиды над окнами и ниже их. У боковых абсид сохранились небольшие квадратные помещения, с северной стороны в полной сохранности, с южной - с переделками. Стены восточной базилики также, надо сказать, были облицованы мрамором. К южной абсиде храма, кроме названной пристройки, вероятно, для жилого помещения, примыкала еще малая церковь. Последняя, в свою очередь, своей южной стеной примыкала к постройкам, где жила монастырская братия. Постройки эти представляют целый корпус. Следует, между прочим, отметить то обстоятельство, что при постройке описанного храма-базилики архитектор должен был бороться с большими затруднениями, вызванными скалистой и неровной местностью, - и теперь можно наблюдать тонкие технические особенности всей постройки, например, неодинаковость длины колонн. К северу от здания храма высечена в скале камера для погребения умерших. В небольшом расстоянии от этой постройки находится отдельное здание квадратной формы, принимаемое некоторыми исследователями за крещальню. Пол в храме, по предположению Ф.И. Успенского, был мозаичный (в его книге приложен и рисунок этой мозаики). Пред святым престолом (местом его) находится отверстие, по-видимому, натурального происхождения. Во дворе находится цистерна с превосходной холодной водой. Она отстоит от колонны преподобного Симеона в нескольких шагах. Не тот ли это источник, который чудесно был изведен из земли по молитвам преподобного Симеона, как рассказывает об этом сирийское житие? Остальные базилики также имеют деление на нефы, но они короче восточной: длина их 27, 8, ширина 25 метров. Они служили входными портиками.

В описанном великолепном, вызывающем и сейчас удивление и восхищение, виде монастырь преподобного Симеона появился, по предположению Вогюе, во второй половине V века. Во всяком случае, в Деир-Семане этот исследователь нашел надпись, гласящую, что фь рбндпчеъпн, или гостиница, была построена в июле 479 года.

В 543 году обитель святого Симеона Столпника, по свидетельству Михаила Сирийца (IX, 29)56, сгорела и была разрушена совершенно. Это не совсем точно, ибо развалины целы и до сих пор и даже, что отмечают путешественники, целы арки, поддерживающие многочисленные своды. Замечательно, что в актах Константинопольского собора 536 года нет прямого упоминания о монастыре святого Симеона Столпника57; упоминаемый здесь (Mansi 8, 1042) монастырь блаженного Симеона ввиду того, что о нем говорится вслед за монастырем Агапита, есть, конечно, монастырь одного из учеников Маркиана, о котором повествуется в первой главе "Истории боголюбцев" блаженного Феодорита. Но монастырь был славен, и к нему стекались многочисленные паломники, которые и видели здесь чудо, описываемое Евагрием и заключавшееся в том, что в окне одного из портиков монастырского двора можно было в праздники святого не раз видеть чрезвычайной величины звезду, разбегавшуюся и блиставшую по пространству всего отверстия. Некоторые же утверждали, что видели и самого преподобного Симеона, летавшего туда и сюда, с длинной бородой и головой, покрытой тиарой58. Для приюта этих богомольцев выстроен был у подошвы горы очень рано целый город - Деир-Семан (см. у Vogьй и Ф.И. Успенского).

О монастыре Марона в данное время можно только сказать, что он главенствовал над всечестными монастырями второй Сирии59. В документах, относящихся к Константинопольскому собору 536 года, перечисляется до 37 сирийских60 монастырей, находившихся в одной только второй Сирии. Вот эти монастыри: блаженного Марона, Зоора из Ферм (у теплых источников?), Луки, Кир-Фомы, блаженного Иакова, блаженного Феодора, Евксерия, Фомы, Аарона, Стефана (Маузы у Иамнии), блаженного Виза, преподобного Астерия (очевидно, ученика Маркиана), Павла, Валентина, блаженного Агапита, блаженного Симеона (также ученика преподобного Маркиана), блаженного Иоанна, обитель ЙпхдЬрщн блаженного Павла, блаженного Исихия, блаженного Дорофея, Гиндарский (Сергий, пресвитер и периодевт обители Гиндарской, Mansi, 8, 922); затем в списке Апамийских монастырей, кроме названных уже обителей Марона, Агапита, Исихия, Валентина, Иакова, называются еще: блаженного Феодосия, преподобного Феодора Эн фщ ВбублЬ, блаженного Вилия (ВзлЯпх), блаженного Василия, блаженного Варасова, блаженного Фалассия, блаженного Гаяна, блаженного Евграфа, Папулы, блаженного Кирилла, блаженного Иоанна, блаженного Исаакия , и в самом тексте доношения апамийских монахов своим епископам упоминаются монастыри Матроны и Орагов (Псбгщн): Mansi, VIII, 1131 ВС. Если к этому добавить известия о других монастырях из других источников (известия, впрочем, скудные - главным образом из "Луга духовного" и Евагрия), то картина широкого распространения монашества монастырского получится яркая. Из числа монастырей, упоминаемых в других источниках, можно указать на монастырь подвижника Раббулы в Финикии. Он, по свидетельству греческих миней61, происходил из Самосат и был воспитанником Варисавы. После многочисленных подвигов в разных местах он удалился с одним подвижником в Финикию, где поселился на вершине одной горы. Но здесь он не остался в неизвестности, ибо слава о его добродетелях распространилась, и его стали навещать многочисленные посетители. Он оказался вынужденным сдаться на желание тех, которые хотели учиться у него добродетели, и выстроил большой монастырь на середине горы, пользуясь льготами императора Зенона и губернатора Бейрутского Иоанна. Вместе со своими подвижниками он занимался обращением язычников, которых тогда было еще очень много на Ливане. После смерти императора Зенона он переселился в Константинополь и упросил императора Анастасия выстроить в Константинополе монастырь, который так и назвался монастырем Раббулы, впрочем в не раз называвшихся документах Константинопольского собора 536 года такого монастыря нет. Скончался преподобный Раббула около 530 года, а родился в 449-450 году62.

В первой половине VI века в той же приморской Финикии был основан монастырь Синдский, существующий и по сие время63. Он был основан преподобным Зосимой, который, по свидетельству Евагрия (IV, 7), имел дар прозрения. Между прочим, он, находясь в Кесарии Палестинской, узнал о постигшем Антиохию страшном землетрясении. Селение Синд находилось в 20 стадиях от Тира и почти в 500 от Кесарии. У того же Евагрия находим указание на существовавший в Келесирии монастырь (Евагрий не называет места, но из "Луга духовного" видно, что это была Апамия), в котором подвизался некто Фома. Евагрий рассказывает, что этот Фома обыкновенно отправлялся в Антиохию для получения годового продовольствия. Однажды эконом Антиохийской церкви Анастасий дал Фоме пощечину за то, что он так часто беспокоил его. Фома кротко заметил, что впредь ни он не будет получать, ни Анастасий выдавать. Действительно, оба названные лица скоро умерли. Это было при патриархе Ефреме (527-545)64. У Евагрия же встречаем упоминание об одном келе-сирийском монастыре, находившемся в поле и называвшемся Тилмогнон, в котором проводил монашескую жизнь Флавиан, впоследствии патриарх антиохийский65. В "Луге духовном", памятнике несколько более поздней эпохи (начало VII века), сообщаются эпизоды из жизни насельников монастыря преподобного Феодосия Антиохийского, о котором рассказывает блаженный Феодорит в 10-й главе своей "Истории боголюбцев". Иоанн Мосх отмечает и местоположение горы, на которой находился этот монастырь: между Селевкией прибрежной и Росом Киликийским. Очевидно, что это был монастырь, продолжавший существовать на месте первоначальных подвигов преподобного Феодосия, который, как известно, сдавшись на убеждения епископов, переселился в Антиохию и основал свое убежище возле реки, куда и привлек к себе всех, которые умеют ценить подобный образ жизни. Мы уже передавали сообщение блаженного Феодорита о чудесном снабжении преподобным Феодосием своего монастыря водой. Тот же рассказ передается как монастырское предание старцами монастыря и автору "Луга духовного"66. Из последнего сочинения мы узнаем, что этот монастырь находился в местности, носившей название Скопул67. "Луг духовный" дает нам имена и еще двух других монастырей, не известных из других источников, - Гонагского68 и Гигантов69. Первый из них находился в сорока милях от г. Апамии (нынешнего Калат ел-Мудик) и был устроен по поводу чудесного случая, когда дети, игравшие в богослужение литургии, увидели, как огонь попалил их приношение, прежде чем они приступили к раздроблению этого приношения. Быть может, событие имело место около половины VI века. Монастырь гигантов находился в Антиохии. Остается сказать еще об одном монастыре, чтобы исчерпать весь список известных нам православных монастырей Сирии и Месопотамии 450-550 годов. Это монастырь Сергиопольский70 в Евфратисии. В житии святого Симеона Дивногорца упоминается еще один монастырь святого Сотериха - "нижний", под дивной горой. Если бы доступно было сочинение Никона Черногорца об антиохийских монастырях, то можно было бы представленный список значительно восполнить. Но и из него видно большое количество монастырей, оставшихся верными православию и в эпоху религиозно-национальной борьбы монофизитской.

Примечания.

1 Преподобный Симеон Столпник благословил на подвижническую жизнь в Палестине пришедшего к его столпу преподобного Феодосия Киновиарха (Usener, Der hl. Theodosius, Ss. 3 ff).

2 Ср. подвиг "восточного" монаха Телемаха в римском цирке в 404 г.

3 Hist. rel., c. 22; Migne, 82, 1456 ВС; рус. пер., стр. 188.

4 Hist. rel., c. 24; Migne, 82, 1461; рус. пер., стр. 195.

5 Migne, 67, 1412 С - 1413 А; рус. пер., стр. 471-72.

6 Lietzmann, 108, 17-18. Ср. житие Женевьевы (Genovefae de Nanterre, с. 27. Monum. Germ. Scr. rer. Merov. III 226), свидетельствующее о том, что в Галлии и в Париже знали преподобного Симеона Столпника при его жизни (Duch-esne, Histoire ancienne de l `Eglise III, 311; Lietzmann, S. 228, 4-9).

7 Lietzmann, 10, 16-25; рус. пер, стр.210.