Священномученик Анатолий (Грисюк)-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК -СИРИЙСКОГО МОНАШЕСТВА -ДО ПОЛОВИНЫ VI ВЕКА-СОДЕРЖАНИЕ- 1 1 отрывок-1.1 ГЛАВА

1 Преподобный Симеон Столпник благословил на подвижническую жизнь в Палестине пришедшего к его столпу преподобного Феодосия Киновиарха (Usener, Der hl. Theodosius, Ss. 3 ff).

2 Ср. подвиг "восточного" монаха Телемаха в римском цирке в 404 г.

3 Hist. rel., c. 22; Migne, 82, 1456 ВС; рус. пер., стр. 188.

4 Hist. rel., c. 24; Migne, 82, 1461; рус. пер., стр. 195.

5 Migne, 67, 1412 С - 1413 А; рус. пер., стр. 471-72.

6 Lietzmann, 108, 17-18. Ср. житие Женевьевы (Genovefae de Nanterre, с. 27. Monum. Germ. Scr. rer. Merov. III 226), свидетельствующее о том, что в Галлии и в Париже знали преподобного Симеона Столпника при его жизни (Duch-esne, Histoire ancienne de l `Eglise III, 311; Lietzmann, S. 228, 4-9).

7 Lietzmann, 10, 16-25; рус. пер, стр.210.

8 Но как указывает Diettrich в TL 1909 N 8, были и другие арабские божества.

9 Lietzmann, 140, 22 - 143, 6. Nцldeke предполагает, что если под маронитами ливанскими разуметь потомков обращенных преподобным Симеоном, то надо сознаться, что среди ливанитов христианство (хотя и в форме ереси) утвердилось прочнее, чем среди обращенных преподобным Симеоном арабов, потому что те впоследствии легко перешли в ислам (Orientalische Skizzen, Ss. 233-234). А Assemani (сам бывший маронит) видел даже упоминаемые ( 97 сирийского жития) камни с начертанием креста вблизи городов Hesron`a, Besciar `a, Eden `a и Aitum `a.

10 101. Lietzmann, 146,12; 66. Lietzmann, S. 114,5 - 115,2.

11 Lietzmann, S. 147,27 - 151,5.

12 Assemani думал, что здесь разумеется гонение при Издегерде I, разразившееся в 420 г. по поводу смелого поступка пресвитера Haњu, разрушившего огнепоклоннический храм, но Uhle-mann, основываясь на том, что данный рассказ по ходу жизнеописания относится к более позднему времени, предполагает здесь гонение, бывшее под конец жизни Издегерда II с 446 по 457 г., т.е. под конец его царствования. Ульман в пользу своего мнения ссылался еще на то, что преподобный Симеон был в то время на 40-локтевом столпе. Но Lietz-mann полагает (и это будет вернее всего), что здесь разумеется гонение при Варане V.

13 S. 115, 3-30.

14 Ss. 116, 33 - 117, 17. Uhle-mann думает, что это была Парфия, но ведь Парфия ближе Персии и целых 13 месяцев из нее никоим образом не надо было путешествовать.

15 Cp. Duchesne, III, 305.

16 Hist. rel., c. 28; Migne, 82, 1488 АВ; рус. пер., стр. 222-23.

17 Lietzmann, 17, 13-16.

18 Cod. Theod. XVI, 8, 25. Подобные же подтвердительные эдикты были изданы еще 6 апреля и 8 июня того же 423 г.

19 130. Lietzmann, 174, 32-34.

20 Nцldeke замечает: вероятно, Симеон диктовал свои письма одному своему ученику, который стоял на вершине лестницы. Мог ли он сам читать и писать, остается под сомнением (Orientalische Skizzen, S. 233). Но родители преподобного Симеона были люди небедные и чтению с письмом своего сына могли выучить, хотя бы и без дальнейшего образования.

21 Orientalische Skizzen, S. 232.