Священномученик Анатолий (Грисюк)-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК -СИРИЙСКОГО МОНАШЕСТВА -ДО ПОЛОВИНЫ VI ВЕКА-СОДЕРЖАНИЕ- 1 1 отрывок-1.1 ГЛАВА

8 Но как указывает Diettrich в TL 1909 N 8, были и другие арабские божества.

9 Lietzmann, 140, 22 - 143, 6. Nцldeke предполагает, что если под маронитами ливанскими разуметь потомков обращенных преподобным Симеоном, то надо сознаться, что среди ливанитов христианство (хотя и в форме ереси) утвердилось прочнее, чем среди обращенных преподобным Симеоном арабов, потому что те впоследствии легко перешли в ислам (Orientalische Skizzen, Ss. 233-234). А Assemani (сам бывший маронит) видел даже упоминаемые ( 97 сирийского жития) камни с начертанием креста вблизи городов Hesron`a, Besciar `a, Eden `a и Aitum `a.

10 101. Lietzmann, 146,12; 66. Lietzmann, S. 114,5 - 115,2.

11 Lietzmann, S. 147,27 - 151,5.

12 Assemani думал, что здесь разумеется гонение при Издегерде I, разразившееся в 420 г. по поводу смелого поступка пресвитера Haњu, разрушившего огнепоклоннический храм, но Uhle-mann, основываясь на том, что данный рассказ по ходу жизнеописания относится к более позднему времени, предполагает здесь гонение, бывшее под конец жизни Издегерда II с 446 по 457 г., т.е. под конец его царствования. Ульман в пользу своего мнения ссылался еще на то, что преподобный Симеон был в то время на 40-локтевом столпе. Но Lietz-mann полагает (и это будет вернее всего), что здесь разумеется гонение при Варане V.

13 S. 115, 3-30.

14 Ss. 116, 33 - 117, 17. Uhle-mann думает, что это была Парфия, но ведь Парфия ближе Персии и целых 13 месяцев из нее никоим образом не надо было путешествовать.

15 Cp. Duchesne, III, 305.

16 Hist. rel., c. 28; Migne, 82, 1488 АВ; рус. пер., стр. 222-23.

17 Lietzmann, 17, 13-16.

18 Cod. Theod. XVI, 8, 25. Подобные же подтвердительные эдикты были изданы еще 6 апреля и 8 июня того же 423 г.

19 130. Lietzmann, 174, 32-34.

20 Nцldeke замечает: вероятно, Симеон диктовал свои письма одному своему ученику, который стоял на вершине лестницы. Мог ли он сам читать и писать, остается под сомнением (Orientalische Skizzen, S. 233). Но родители преподобного Симеона были люди небедные и чтению с письмом своего сына могли выучить, хотя бы и без дальнейшего образования.

21 Orientalische Skizzen, S. 232.

22 Сирийское житие говорит, что все это было во дни Иоанна Антиохийского, а он правил с 429 по 442 г.

23 О каких еретиках мог писать царю преподобный Симеон до 440 г., трудно сказать. О несторианах мог писать, но в числе сохранившихся документов с именем преподобного Симеона есть только одно письмо, адресованное Иоанну Антиохийскому и приглашающее его соединиться со святым Кириллом Александрийским на соборе 431 г. в Ефесе.

24 Clinton, Fasti Romani II, 551. Впрочем, Улеманн (S. 107), а за ним Цингерле (S. 167), полагает, что отмена эдикта произошла в 429 г. Почему именно в этом году, остается неизвестным.

25 Тьерри А. Несторий и Евтихий, стр. 23, 24.

26 Блаженный Феодорит Кирский, Андрей Самосатский, Александр Иерапольский и др.

27 Его жизнь описана учеником Самуилом и находится в рукописи Британского музея. Wright, Catal. of Brit. mus., p. 1123. В Revue de l `Orient chrй-tien, 1908, N 4; 1909, NN 2-4 издано эфиопское житие Варсумы (с французским переводом), наполненное рассказами о подвигах Варсумы за веру (монофизитскую).

28 Lietzmann Ss. 291, 14-34; 192, 16-19; 3, 35.