Священномученик Анатолий (Грисюк)-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК -СИРИЙСКОГО МОНАШЕСТВА -ДО ПОЛОВИНЫ VI ВЕКА-СОДЕРЖАНИЕ- 1 1 отрывок-1.1 ГЛАВА

Примечания

Les canons et les resolutions canoniques de Rabboula etc…par Nau. Paris, 1906, p. 24.

Bedjan II, 635-680. Hofmann, Auszuge aus syrischen Akten persischer Martyrer. Lpzg. 1886 SS. 68, 78.

Labourt (p. 153, rem.) предполагает: не тот ли монах, который дал свое имя монастырю, выстроенному возле Багдада при патриархе Тимофее I (728-823).

"Иоанн Ефесский".., стр. 68.

Commentarii de bеаtis orientalibus, с. 5; рр. 33-34.

Деяния VII-го Вселенского Собора, 7-е заседание.

Не отголоски ли это оригенизма, распространенного в это время в Палестине? Acta SS, Mai, t. V, p. 371 E.

Например, преподобный Симеон Дивногорец был последовательно рукоположен в сан диакона и пресвитера. Многие из "ихидайэ" Иоанна Ефесского носили сан пресвитера, а некоторые (Симеон Бет-Ашрамский) становились епископами. Только отсутствие подробных исторических сведений об епископате антиохийского патриархата 450-550 гг. не позволяет выяснить размеры "монахизации клира и клерикизации монашества".

Луг духовный, гл. 117; рус. пер., стр.119-120. Почему-то в сентябрьской четьи-минее этот случай относится к Симеону Столпнику Старшему.

Замечательно, что патриарх пришел с омофором - это показывает, что предположение В.В. Болотова о том, что омофор составлял выходную одежду епископов VI и VII вв. (Визант. Временник 1907 г. [XIV, I], 71), как клобук и панагия архиереев ХХ в., вполне правильно.

О судьбе Варсумы см. у Михаила Сирийца VIII, 14; Chabot, 124, также в эфиопском житии его, помещенном в Revue de l'Orient chretien, 1908-1909.

Mansi, VII, 66; ДВС, IV, 30. Вероятно, все это были архимандриты константинопольские (монастыря Евтихия) и ближайших к столице местностей. Вряд ли это были архимандриты египетские и др., как предполагает еп. Феодосий ("Палестинское монашество", стр. 199, 203), указывая в Элпидии и Геронтии палестинских авв, а в просьбе о восстановлении Диоскора влияние египетских. Когда православные архимандриты занялись поверкой, действительно ли податели прошения - архимандриты или они шутят достоинством архимандритов, то выяснилось, что Елпидий - хранитель памятников Прокопия, а Геронтий неизвестен вовсе, Карос же, по его словам, был крещен в Томе (Скифия). Эту справку мы делаем для того, чтобы показать, что кроме Варсумы вряд ли кто еще был на соборе 451 г. из сирийских монахов.

Говорим почти, потому что в двух письмах папы Льва Великого CXIX (Migne lat. t. 54, 1040б 1046) и CXX (ib. 1054) к Максиму антиохийскому и Феодориту запрещается монахам участвовать в догматических спорах. Duchesne (III, 473) на основании этих писем полагает, что здесь речь идет об участии сирийских монахов, но прямо не видно, о каких восточных монахах идет речь. Если о Варсуме и его сподвижниках, то он нами назван.