Священномученик Анатолий (Грисюк)-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК -СИРИЙСКОГО МОНАШЕСТВА -ДО ПОЛОВИНЫ VI ВЕКА-СОДЕРЖАНИЕ- 1 1 отрывок-1.1 ГЛАВА

Не отголоски ли это оригенизма, распространенного в это время в Палестине? Acta SS, Mai, t. V, p. 371 E.

Например, преподобный Симеон Дивногорец был последовательно рукоположен в сан диакона и пресвитера. Многие из "ихидайэ" Иоанна Ефесского носили сан пресвитера, а некоторые (Симеон Бет-Ашрамский) становились епископами. Только отсутствие подробных исторических сведений об епископате антиохийского патриархата 450-550 гг. не позволяет выяснить размеры "монахизации клира и клерикизации монашества".

Луг духовный, гл. 117; рус. пер., стр.119-120. Почему-то в сентябрьской четьи-минее этот случай относится к Симеону Столпнику Старшему.

Замечательно, что патриарх пришел с омофором - это показывает, что предположение В.В. Болотова о том, что омофор составлял выходную одежду епископов VI и VII вв. (Визант. Временник 1907 г. [XIV, I], 71), как клобук и панагия архиереев ХХ в., вполне правильно.

О судьбе Варсумы см. у Михаила Сирийца VIII, 14; Chabot, 124, также в эфиопском житии его, помещенном в Revue de l'Orient chretien, 1908-1909.

Mansi, VII, 66; ДВС, IV, 30. Вероятно, все это были архимандриты константинопольские (монастыря Евтихия) и ближайших к столице местностей. Вряд ли это были архимандриты египетские и др., как предполагает еп. Феодосий ("Палестинское монашество", стр. 199, 203), указывая в Элпидии и Геронтии палестинских авв, а в просьбе о восстановлении Диоскора влияние египетских. Когда православные архимандриты занялись поверкой, действительно ли податели прошения - архимандриты или они шутят достоинством архимандритов, то выяснилось, что Елпидий - хранитель памятников Прокопия, а Геронтий неизвестен вовсе, Карос же, по его словам, был крещен в Томе (Скифия). Эту справку мы делаем для того, чтобы показать, что кроме Варсумы вряд ли кто еще был на соборе 451 г. из сирийских монахов.

Говорим почти, потому что в двух письмах папы Льва Великого CXIX (Migne lat. t. 54, 1040б 1046) и CXX (ib. 1054) к Максиму антиохийскому и Феодориту запрещается монахам участвовать в догматических спорах. Duchesne (III, 473) на основании этих писем полагает, что здесь речь идет об участии сирийских монахов, но прямо не видно, о каких восточных монахах идет речь. Если о Варсуме и его сподвижниках, то он нами назван.

Cotelerii, Eccles. Gr. Monumenta II, p. 282-3; Acta Ss. Jan. II. P. 315; Пал. Пат., в. 2, стр. 61; Niceph. Call. XV, 13.

Evagr. H. eccl. II, 10. Текст приведен и у Lietzmann'a, 194, 21-195, 13. Русск. перев. ист. Евагрия, стр. 85-86.

там же, II, 9.

17 Catalogue of syriac manuscripts in the British Museum by W.Wright. Part II, (1871).

18 Theodoretiana, стр. 114; Orientalische Skizzen, S. 239.

19 Сирийский текст этих писем вместе с английским переводом издан Torrey в Journal of the American Orient. Society, t. XX [1892], p. 253 sq. Письмо к императору Льву включено и Михаилом Сирийцем в его хронику (VIII, 12; Chabot, trad., p. 92). Немецкий перевод у Leitzmann'a, S. 188, 30-191, 12.

Несториане также считают преподобного Симеона Столпника своим святым.