Commentary on the Canons of the Apostles

Правило воспрещает, без сомнения, принимать в клир и того, кто после крещения имел наложницу (ή, concubina). Наложничество есть блуд, и если второбрачник не может быть терпим в клире и не должен священнодействовать пред св. престолом, тем менее может быть терпим в клире такой человек, который держит наложницу и, следовательно, является явным блудником.

По предписанию этого правила, двубрачный или имевший наложницу не только не может стать епископом, пресвитером или диаконом, но и вообще не может занимать места в ряду церковнослужителей, вносимых в списки священного чина (ή ό ού όου ού ίεού). То же самое говорится и в следующем 18-м правиле. В священнические каталоги в первые времена церкви, а также и позднее, заносились, кроме епископов, священников и диаконов, еще и иподиаконы, чтецы и певцы. Последних во всяком случае нужно подразумевать под лицами священнического каталога. Если же принять во внимание строгость церковной дисциплины в первые времена христианства, то легко объяснить, почему правило простирало свои предписания и на этих лиц [62]. В позднейшее время, некоторым из этих лиц, носящим вообще имя церковнослужителей (ύέ), разрешалось вступать во второй брак [63].

Примечания:

60. Tertull., de exhort. castit. c.7 [Migne, s.l, t.2, col.921-923] - ad uxorem I. 7 [Migne, s.l, t.1, col.1285-1287]. - Origenes, hom. 17 in Luc. [Migne, s.g., t.13, col.1842-1847]. - Epiphan, Expos. fidei n.21 [Migne, s.g., t.42, col.821-825], - Cp. архим. Иоанн, I,160, прим. 225 и 226. - J. Zhishman, Eherecht. S.417 и сл.

61.Аф Синт., II,23.

62. См. в Пидалионе (стр.19) третье прим. в толковании этого правила. Ср. Zhishman, упом. соч., S.424-428.

63. Другое толкование Вальсамона этого правила (Аф. Синт., II.24).

Правило 18. Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священного чина

(Ап. 17; Трул. 3, 26; Василия Вел. 27).

Это Ап. правило проистекает также из божественного права. Ветхозаветным священникам было предписано не жениться ни на на вдове, ни на отверженной или опороченной, ни на блуднице, а только на девице (Лев.21:14). Почти то же предписывается и духовным лицам новозаветной церкви (Мф.19:9; 1Кор.6:16). Священное Писание требует от духовных лиц, чтобы они служили примером во всем, особенно же в жизни общественной и семейной, и дом их должен являться как бы зеркалом для остальных верных (1Тим.3:2-8; Тит.1:6-9).

На Трулльском Соборе правило это (3) было повторено буквально. О жене духовного лица, совершившей прелюбодеяние, говорится в 8-м правиле Неокесарийского Собора [64].

Примечания:

64. О жене священника, совершившей прелюбодеяние, ср. послание Конст. патр. Михаила Керуллария (XI в.) в Аф. Синт., V,46. Если священник будет держать жену и после того, как она совершила прелюбодеяние, то он должен быть извержен, - говорит Вальсамон в толковании этого правила (Аф Синт, II,26).

Правило 19. Имевший в супружестве двух сестр, или племянницу, не может быти в клире