Commentary on the Canons of the Apostles

В силу этого православный священник, по правилам, не должен преподавать еретикам св. таин, ни вообще совершать для них какой-либо священной службы до тех пор, пока они не изъявят твердого решения соединиться с церковью; тем менее он может допустить еретического священника к совершению какой-либо службы для православных [125.

Примечания:

123. Аф. Синт, II,60.

124. Ignat, ер. ad Ephes. с. 7 [Migne, s.g., t.5, col.649,652]; ad Magues. c.8 [col.669]; ad Smyrn. c. 4 et 7 [col.709, col.713); ad Trall. c.11 [col.684]. - Polic., epist. ad Philipp. c.7 [Migne, s.g., t.5, col.1012]. - Iren., adv. haer. 1., 3, c.3 [Migne, s.g., t.7, col.848-855]. - Tertull., de praescript. c.12 [Migne, s.l., t.2, col.25,26]. - Cyprian., ep. 40 ad pleb. и ep. 76 ad Magnum [Migne, s.l., t.4, col.332-339 и t.3, col.1137-1152].

125. Упом. соч., I,191-192. Об отношениях к р.-католикам, с которыми мы находимся в ближайшем соприкосновении, см. беседу покойного архиеп. Херсонского Никанора: "Беседа о том, есть ли что еретическое в латинской церкви" (СПб., 1889).

Правило 46. Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. "Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным?"

(Ап. 47, 68; I Всел. 19; II Всел. 7; Трул. 95; Лаод. 7, 8; Василия Вел. 1, 47).

По учению церкви, каждый еретик находится вне церкви, а вне церкви не может быть ни истинного христианского крещения, ни истинной евхаристической жертвы, как и вообще никаких истинных св. таинств. Настоящее Ап. правило и выражает это учение церкви, ссылаясь при этом на Св. Писание, не допускающее ничего общего между исповедующим православную веру и тем, который учит против нее. То же читаем и в Апостольских постановлениях (IV, 15) и также учили отцы и учители церкви от самого начала [126].

Это Ап. правило, - по примечанию, сделанному к нему в русской Книге Правил, - касается только еретиков, бывших в апостольские времена и искажавших главные догматы о Боге Отце, Сыне и Святом Духе, и о воплощении Сына Божия. Относительно еретиков другого рода имеются соответствующие предписания других правил соборов и св. отцов [127].

Примечания:

126. Athanas., "Orat. III contra Arianos" [Migne, s.g., t.26, col.321-468]. - Euseb., hist. eccl. 1. VII, c.6 [Migne, s.g., t.20, col.645-648]. - Cyrill. Hierosol., "Procatechesis" [Migne, s.g., t.33, col.332-365]. -Tertull., "De bapt." c.15, "De pudic." c.12,19... "De praescript." c.12 [Migne, s.l., t.1, col.1216 и 1217; t.2, col.1001 и 1002; 1017-1020; col.25,26]. - Clem. Alex., "Strom." 1.I [Migne, s.g., t.8, col.685-929]. - Cyprian. epist. 73, ad Jubajan., ep. 71, ad Quint. [Migne, s.l., t.4, col.412 и col.408-411]. - Optat Milev., c.Parmen. 1. II [Migne, s.l., t.11, col.883-1104].

127. Кто были эти еретики, см. в толковании 47-го Ап. правила ниже.

Правило 47. Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников

(Ап. 46, 49, 50; I Всел. 8, 19; II Всел. 7; Трул. 84, 95; Лаод. 32; Карф. 48, 72; Василия Вел. 1, 47, 91).