Толкование на правила святаго второго вселенского собора, константинопольского

147. Cp. Socrat., Hist. eccl. V,22 [Migne, s.g., t.67, col.625-645]. - Sozomen, Hist. eccl. VII,17 [Migne, s.g., t.67, col.1464-1468]. - Epiphan., Adv. haeres. Haer.LXX (al.L) [Migne, s.g., t.42, col.340-373). - Cp. Hefele, Conciliengeschichte, I,337-342.

148. Ex Actis Pilati accuratam se hujus instituti rationem didicisse gloriantur, in quibus scriptum est VIII Kal. Aprilis Salvatorem esse passum. Epiphan. Haer.L (al.XXX) [Migne, s.g., t.41, col.885,886.]. Acta Pilati - это отчет, представленный Пилатом Тиверию о смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа. О них упоминает Евсевий в своей церковной истории (Hist. eccl. II,2) [Мigne, s.g., t.20, col.140]. О том же упоминает, кроме Епифания, слова которого приведены нами выше, Иустин (Ароl. II ad Antonium Pium) [Migne, s.g., t.6, col.453] и др. Сочинения, о котором нам упоминает Евсевий и другие, теперь уже нет, а существует только один подложный документ, который, по словам Кэва, должен во всяком случае считаться апокрифом. Ср. G. Саvе, упом. соч., р.25. См. выше толкование 60-го Ап. правила.

149. Epiphan., Contra quartadecimaiios [Migne, s.g., t.41, col.885].

150. Theodoret., Haeret. fabul. compendium, lib.III, cap.2 [Migne, s.g., t.83, col.404].

151. Cp. Schwegler, Der Montanismus und die christliche Kirche des 2 Jahrh. Tbing. 1841.

152. Cp. Hefele, Conciliengeschichte, I,83 и сл.

153. Schwegler, упом. соч., S.76.

154. Cp. Euseb., Hist. eccl. V,3,13,16 [Migne, s.g., t.20, col.436,437; 460,461; 464-473].

155. Ср. Tertull., De veland. virgin. c.1 [Migne, s.l., t.2, col.888-890].

156. Adversus Phrygastas, sive Montanistas aut Tascodrugitas. Haer.XLVIII (al.XXVIII) [Migne, s.g., t.41, col.856-880].

157. Выражаясь таким образом, Тертуллиан не признает тем не менее Монтана параклитом, но только вдохновленным от параклита. После того, как Тертуллиан перешел на сторону монтанизма, он написал следующие сочинения: 201 года - О покрывании женщин, против Праксея, о покаянии, о чистоте, о венце воина; 202 г. - Об украшении женщин, о бегстве во время гонений; 203 г. - О единобрачии, о посте; 205 г. - Скорпиак, о душе против Гермогена, против валентиниан, против иудеев; 208 г. - против Маркиона, о плоти Христовой, о воскресении; 211 г. - к Скапуле. Ср. Schwegler, упом. соч., S.137.

158. Firmilian., Ad Cyprianum epist.LXXV [Migne, s.l., t.3, col.1153-1178].

159.Аф. Синт., IV,89.

160. Theodoret., Haer. fab. comp. III,2 [Migne, s.g., t.83, col.401-404].

161. Hist. eccl. IV,12 [Migne, s.g., t.67, col.485].

162. Hist. eccl. III,23 [Migne, s. g., t.67, col.1105,1108].

163. Ер.CCLI (al.LXXII), с.3 [Migne, s.g., t.32, col.937].

164. Catechesis mystagogica, III, c. 4 [Migne, s. g., t. 33, col. 1092]. В древних восточных требниках упоминается гораздо больше частей тела, которые должно помазывать. В эфиопском требнике упоминаются: чело, очи, ноздри, уста, уши, руки с одной и с другой стороны, сердце, колена, стопы, спина, и плечи. Августин приводит в своей археологии из одного древнего требника подробное описание миропомазания, причем священнослужителем произносились особые слова при помазании различных частей тела: Et obsigna eum sacro chrysmate, dicens: Ad frontem: Signaculum doni Spiritus S. Ad tempora: Unctio arhabonis regni coelestis. Ad oculos: Unctio gratiae Spir. S. Ad aures: Unctio participationis vitae immortalis. Ad nares et os: Unctio sancta in vitam aeternam. Ad manus: Thorax fidei et veritatis. Ad pectus: Stola meriti regni. Ad genua et pedes: Gressus vitae divinae. Ad humeros, scapulas et juncturas brachiorum: Perfecta unctio et donum Spiritus Sancti. Denkwrdigkeiten aus der chr. Archologie. VII,444.

165. Symeonis Thessalon., De sacramentis, c.XXXIII (al.LXV). [Migne s.g., t.155, col.229].

166. Si ad ecclesiam aliquis de Afrorum seu Donatistarum haeresi venerit, et in Patre et Filio et Spiritu Sancto baptizatus est, manus ei tantum imponatur, ut accipiat Spiritum Sanctum. Augnsti, упом. соч., VII,415.

167. Тaм же, can.26.