{http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=745}
Зато не было и радости большей, чем у Нее, когда узрела Она Воскресшего Господа.
Пресвятая Дева является лучшей и первой по благодати среди рода человеческого и собора ангельского. Ее образ светит нам чрез все века как образ истинной одухотворенной человечности и учит нас всякой добродетели. И поэтому нам необходимо хотя бы в малой, доступной нам степени задуматься над Ее характером и подробностями Ее жизни.
Она человек, дочь рода человеческого. Жила на той же земле, что и мы. Младенцем знала материнскую ласку, но рано лишилась ее. Перенесла сиротство. Была обручена и вошла хозяйкой в дом вдовца... Перенесла различные нелегкие жизненные условия. И здесь проявились Ее необыкновенные кротость и смирение, так многому нас научающие.
Мы знаем из Евангелия (Ин.7,5), что сыновья Иосифа не любили отрока Иисуса, они не верили в Его Божественное посланничество. И Ей приходилось все это переносить.
Предание нам говорит, что после смерти Иосифа Она не прекратила общения с этими неверующими и грубыми людьми. Могла ли не страдать Богоматерь, видя это недружелюбие и неуважение к Ее Сыну? Но Она исполняла волю Небесного Отца и была милосердна к злым и неблагодарным. Матерински терпела все от названых Своих детей.
Смирение было отличительной Ее чертой. А ведь именно смирение наиболее трудно для людей и в то же время является матерью всех добродетелей. Подчеркивая важность этой добродетели, Она Сама говорит: "Яко призре Господь на смирение рабы Своея..."
И в славном Успении Ее опять проявилось глубокое Ее смирение. Получив от Архангела Гавриила известие, что через три дня последует Ее Успение, Она просила, чтобы Ее скромно похоронили в Гефсимании, рядом с родными могилами, считая Себя просто рабой Господней, не желая и в погребении отличаться от простых людей.
И из Святого Евангелия, и из Предания мы узнаем, что Родившая миру Спасителя есть высочайшее и прекраснейшее из всех человеческих существ. Кроткое смирение, простота, твердость отличают "Благословенную в женах".
Ее часто постигают жизненные трудности, заботы и тревоги, но Она переносит все с молчаливым терпением и преданностью воле Божией. Ее служение миру и Господу — это служение скорби и самоотречения.
Симеон Богоприимец предсказал, что оружие пройдет и Ее душу — и Она в течение многих лет безропотно несла крест этого страдания.
И только начало и самый конец Ее служения Богу и людям были светлыми и радостными.
Смирение Божией Матери помогло развиться в Ней целому сонму других добродетелей, и среди них: полная преданность Богу Своею волею и послушание Богу, именно то послушание веры, которое, действительно, вводит в человека силу и жизнь Христову; сосредоточенность и молчаливость; богомыслие; чтение Священного Писания и пост.
По слову Иоанна Златоуста, Матерь Божия — Первая Преемница Божественных даров и Первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи Божией у Господа и милости у Нее в своих нуждах и обстояниях, ведь Она ближе всех к Престолу Божию как Мать Сына Божия по плоти.
Если не все мы и не всегда видим эти милости Богоматери, не всегда ощущаем Ее заботу, любовь и милость к нам, то это только потому, что по грехам своим мы повредили свое духовное зрение, притупили свой духовный слух, что вера наша не горяча в нас, что прошения наши идут не из чистого сердца.