Творения

"Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей", - говорит апостол (1Кор.11,28).

Вопрос. Как может человек испытывать себя?

Ответ. Пусть, приступая к исповеди, имеет в мысли следующее. Исповедует ли он грехи свои совершенно, ничего не утаивая? Сожалеет ли он о своих грехах, плачет ли, кается ли? Имеет ли он твердое намерение и непреложное желание не возвращаться более ко греху, но бодрствовать и охранять себя от всякого грехопадения? Не имеет ли на кого-либо вражды? Приготовил ли себя достаточно постом и молитвами? Вот как пусть искушает себя человек и так "ест от Хлеба сего и пьет из Чаши". Апостол еще говорит следующее: "Кто ест и пьет недостойно, тот осуждение себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем" (1Кор. 11, 29).

Вопрос. Как нужно "рассуждать о Теле Господнем"?

Ответ. Не рассуждает тот, кто приступает, не искусив себя так, как об этом сказано выше.

Не рассуждает тот, кто не приготовил себя постом и молитвами, не примирился с братом своим.

Не рассуждает тот, кто приступает как будто к простому хлебу и вину, а не как к Богу. Таковой "осуждение себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем" (1Кор. 11, 29).

Не рассуждает и тот, кто приступает без страха, без умиления, без смирения, без веры и без надежды на спасение, и без любви.

Итак, достойно причащайся, держа в уме такое обращение к Богу: недостоин я, Господи, не только причаститься Святых Твоих Тайн, но даже взглянуть на предивную и преестественную Твою Трапезу. Однако я приступаю не с тем, чтобы прогневать Тебя, но дерзаю, уповая на неизреченную Твою милость, ибо я знаю, что Ты пришел не ради праведных, но ради грешников. Дерзаю причаститься, чтобы не лишиться Причастия Твоего и не быть съеденным мысленным волком. Дерзаю приступить ко Причащению еще потому, что надеюсь на премилостивые слова Твои, Господи, которые Ты изрек пречистыми Твоими устами, говоря: "Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я Хлеб живый, сшедший с небес; ядущий Хлеб сей будет жить вовек" (Ин. 6, 50 - 51). И еще: "Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6, 5354).

Надеясь и твердо уповая на эти Твои слова, Господи, я причащаюсь, будучи убежденным, что Ты их изрек не для святых и праведных, но для грешников.

Глава из Евангелия, где говорится о Причащении, не читается так: "Сказал Господь ученикам Своим", которые были святыми и праведными, но так: "Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям", которые были грешниками, подобно мне. А поскольку Ты изрек сие для грешников, то и я, грешный, усердно внимаю им и, положившись на Твое превеликое милосердие, ем Тело Твое и пью Кровь Твою.

20. Рассуждение о Божественном Причащении, ибо «осуждение себе ест и пьет не рассуждающий о Теле Господнем» (1Кор. 11, 29)

Господь мой и Бог мой в пречистых Тайнах - это исцеление мое, я же больной.

Господь - здравие мое, я же разбитый, расслабленный и едва жив.