Творения

Не рассуждает и тот, кто приступает без страха, без умиления, без смирения, без веры и без надежды на спасение, и без любви.

Итак, достойно причащайся, держа в уме такое обращение к Богу: недостоин я, Господи, не только причаститься Святых Твоих Тайн, но даже взглянуть на предивную и преестественную Твою Трапезу. Однако я приступаю не с тем, чтобы прогневать Тебя, но дерзаю, уповая на неизреченную Твою милость, ибо я знаю, что Ты пришел не ради праведных, но ради грешников. Дерзаю причаститься, чтобы не лишиться Причастия Твоего и не быть съеденным мысленным волком. Дерзаю приступить ко Причащению еще потому, что надеюсь на премилостивые слова Твои, Господи, которые Ты изрек пречистыми Твоими устами, говоря: "Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я Хлеб живый, сшедший с небес; ядущий Хлеб сей будет жить вовек" (Ин. 6, 50 - 51). И еще: "Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6, 5354).

Надеясь и твердо уповая на эти Твои слова, Господи, я причащаюсь, будучи убежденным, что Ты их изрек не для святых и праведных, но для грешников.

Глава из Евангелия, где говорится о Причащении, не читается так: "Сказал Господь ученикам Своим", которые были святыми и праведными, но так: "Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям", которые были грешниками, подобно мне. А поскольку Ты изрек сие для грешников, то и я, грешный, усердно внимаю им и, положившись на Твое превеликое милосердие, ем Тело Твое и пью Кровь Твою.

20. Рассуждение о Божественном Причащении, ибо «осуждение себе ест и пьет не рассуждающий о Теле Господнем» (1Кор. 11, 29)

Господь мой и Бог мой в пречистых Тайнах - это исцеление мое, я же больной.

Господь - здравие мое, я же разбитый, расслабленный и едва жив.

Господь - очищение мое, я же прокаженный.

Господь - жизнь моя, я же мертв. Господь - Пастырь мой, я же заблудшая овца Его.

Господь - восставление мое, я же падший. Господь - оправдание мое, я же осужденный.

Господь ищет меня, я же погибший.

Итак, приступаю я как больной к Целителю, чтобы исцелиться, как разбитый и расслабленный ко Врачу, чтобы вылечиться, как мертвый к Жизни моей, чтобы воскреснуть и ожить от греховной смерти для добродетели.

Приступаю как овца к Пастырю моему, чтобы целым быть от волка, как падший к Восставляющему меня, чтобы я больше не падал, как осужденный к Судии моему, чтобы Он Своим благоутробием из неправедного сделал меня праведным.

Приступаю как погибший к ищущему меня Человеколюбцу, чтобы всегда пребыть с Ним и в Нем, Он же со мною и во мне, и пусть я уже не себе живу, но Ему, Владыке моему и Благодетелю, отселе "уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2, 20).