Творения

Из кого состоит Церковь? - Из различных народов. Сколько имен имеешь? - Три: по природе - человек, по крещению "имярек", по вере христианин, а не перстовер или брадовер, или старовер.

Почему христианину не должно называться этими последними именами и с самого начала христианской веры христиане не назывались такими именами, то есть перстоверами, брадоверами и староверами? - Потому, что называться перстовером - это значит веровать в два перста, Христовы ли, или какие другие. Если веровать в два перста Христовы, то приходится или Христа признавать с двумя перстами, а не с пятью, или же два перста Христа признавать более святыми в сравнении с остальными Его перстами и с Его целым человеческим составом. И такая вера во Христа будет нечестивою, ибо она почитает во Христе только два перста, а не целого Христа, и не признает, что в Нем не только все персты, как сложенные, так и не сложенные одинаково святы, но и последнего Его волоса ангелы трепещут. Веровать же не в Христовы, а в какие-нибудь другие персты, это значит совсем Христа отвергать и почитать вместо Христа два перста, как будто какого-нибудь идола Велеса или козьи роги, или медвежью лапу, по примеру неразумных идолопоклонников. Брадоверами же быть и веровать в бороды - это также обычай идолопоклоннический; староверами же называются как раскольники, так и иудеи.

Если же мы при совершении крестного знамения употребляем троеперстие, а не двуперстие, то это мы делаем вопреки еретическому армянскому учению (о котором было сказано выше)

Следовательно, и три перста складывались не противно христианской вере; складывать же два перста есть еретический обычай, так как он согласуется с армянским учением.

Сколько общих и существенных Божиих свойств? - Их невозможно исчислить.

Указана ли где-нибудь хотя часть их? - В Символе Афанасия, патриарха Александрийского, показаны такие общие свойства Божий: несозданный, непостижимый, вечный, Вседержитель, Бог, Господь; о таких же свойствах пространно рассуждает книга Православного Исповедания в первой части, в ответе на тринадцатый вопрос.

Какая разница между именами Бог и Господь? - Разница между этими именами состоит в том, что она указывает на различные свойства Божий: слово "Бог" означает всемогущего Создателя, создавшего все из ничего, без всякого труда и принуждения, по единой Своей благости; слово "Господь" обозначает Владыку, Который господствует над всем созданием, все поддерживает Своей волею, и Которому служит все творение; если же не захочет поддерживать творение, то может привести все снова к небытию, по слову царя-пророка: 'Та погибнут, Ты же пребываеши" (Пс. 101, 27), то есть небо и земля погибнут со всеми вещами, созданными Тобою, Господи, если Ты захочешь погубить их и снова привести в небытие; Ты же, как пребываешь при них, так и без них пребудешь без перемены и без всякого умаления для Себя. Для лучшего объяснения имени Бог и Господь следует представить себе сверхъестественные Божий чудеса: как Бог, Он сотворил огонь, чтобы он светил и сожигал; а как Господь, Он совершил перемену в свойствах огня в купине огненной и в печи с тремя отроками, чтобы огонь не сожигал, но прохлаждал. Также и в других случаях следует рассуждать и признавать, что Бог все творит, а Господь все претворяет как хочет.

Каковы личные свойства Божий? - Отец нерожден, Сын рожден, Дух Святый исходящ.

Все ли здесь указаны личные свойства Божий? - Есть еще свойство Сына Божия - воплощение.

В чем состоит закон Божий? - Закон Божий состоит в двух главных добродетелях, или, лучше сказать, заповедях, к которым сводятся десять заповедей закона Моисеева.

В чем заключаются эти заповеди? - Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и ближнего твоего, как самого себя (Мф.22, 37-39).

Насколько должны мы любить Бога? - Так как Бог создал нас из ничего, ради нас сотворил небо и землю со всей их красотою и искупил нас от погибели кровью Сына Своего, то мы должны Его любить и почитать, как дети отца, так, чтобы никакая мирская любовь не могла превзойти эту любовь к Богу.

Насколько мы должны любить ближнего? - Так как никто не бывает себе врагом и никто не возненавидел свою плоть, но питает ее и греет, то всякий должен желать ближнему того же добра, как и себе, и так любить его, как любит себя.

Пересчитай мне подробно десять заповедей и расскажи, что в них содержится и что в них повелевается соблюдать? - 1) Не иметь иных богов, кроме единого Бога, сотворившего небо и землю, и все, что в них, и никому, кроме Бога, не воздавать Божеского почитания. 2) Не делать себе никакого идола или бесчестного образа по примеру идолопоклонников и не кланяться никаким изображениям, кроме честных и святых образов во славу Божию, Его Пречистой Матери и святых угодников. 3) Не употреблять имени Бога, Его Пречистой Матери и святых угодников ни в каких кощунственных и смехотворных выражениях и не клясться именем Божиим напрасно и ложно. 4) Чествовать воскресные и праздничные дни хождением в Святую Церковь на молитву, особенно же к литургии, творением милостыни, чтением Священного Писания и прочими добрыми делами; особенно выражать почтение к таким великим дням чрез трезвое поведение и не оскверняться мерзким пьянством, от которого проистекает много зол. 5) Почитать отца, матерь и всякое начальство; ибо тот, кто не любит и не почитает человека, которого видит, как может любить и почитать Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20). 6) Не бить никого напрасно и без правосудия не только до смерти, но и до кровавой раны и даже до незначительного повреждения; кроме того не вредить человеку в его добром имени, славе и чести путем клеветы, не вредить ему и в духовном отношении недобрым советом, склоняющим на худое, похвалою или побуждением. 7) Беречься от блуда и прелюбодеяния и от всякой греховной телесной нечистоты. 8) Не красть ни тайно, ни явно, ни каким-либо насилием, подлогом и несправедливым отнятием, потому что все то, что будет от кого отнято каким-либо несправедливым образом, должно считаться кражею. 9) Не свидетельствовать ложно в чем-либо против ближнего. 10) Не только не отнимать ни у кого ничего, но и не желать ничего из того, что принадлежит ближнему.