Творения

Старец утешающий. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас всяким духовным благословением в небесных о Христе. Да благословит Он тебя во всем житии твоем, чтобы все дела твои, сидение и вставание твое, вхождение и исхождение было угодно и благословенно пред Ним всегда.

Муж скорбящий. Есть какая-либо иная причина твоего, отче, пришествия ко мне?

Старец утешающий. Слышал я о твоем христолюбии, слышал, что ты стараешься угодить Господу твоему, служа Ему со страхом, и весьма обрадовался этому. Вместе с тем я услышал, что на тебя нашла какая-то печаль от злоключений суетного мира сего, поэтому я не поленился прийти сюда, желая лучше посетить дом плача, нежели дом радости, чтобы поплакать с плачущим. Скорбя и соболезнуя тебе по-христиански, да возмогу я с Божией помощью найти для тебя хотя бы малое утешение и пресечь нашедшую на тебя печаль.

Муж скорбящий. Благодарение Богу, что Он послал ко мне тебя, отче, теперь, ибо доселе я ждал, кто бы поскорбел со мной, но не было такого, и не нашел я утешающего. Итак, скажи, что дал тебе Господь для утешения скорбной моей души и утоления горести сердца моего?

Старец утешающий. Да подаст нам Бог говорить полезное и да устроит Он нашу беседу, чтобы она стала духовным утешением. Скажи мне, христолюбец, прежде всего, в чем заключается нашедшая на тебя печаль, ибо я говорю со златоречивыми устами: "Принеси скорбь твою, чтобы мог я снять струп печали твоей и рассеять облако мыслей твоих". Что такое с тобой, о чем ты печалишься и скорбишь?

Муж скорбящий. Не спрашивай, отче, причины моей печали, чтобы не причинить моему сердцу еще большее страдание. Если я начну подробно рассказывать тебе о том, какие по Божию попущению я принял оскорбления, то великой горестью наполнится моя душа, и вместо утешения я начну сильно рыдать, ибо сравнялась печаль моя с печалью Ноемини, говорившей: "Не называйте меня Ноеминью (то есть прекрасной), но зовите меня Марою (то есть горькой), потому что Вседержитель послал мне великую горесть" (Руф. 1, 20).

Старец утешающий. Если ты знаешь, что ты принял горечь печали по попущению Вседержителя, то пусть будет для тебя примером Иов, который говорит: "Если благое принимаем от руки Господа, не стерпим ли злого?" (Иов. 2, 10). Но не может быть злом то, что хотя и кажется злом, но происходит с нами по воле Господней. Ибо как Его святая воля, совершаемая в нас, никогда не бывает злой, но всегда благая и добрая, так и все, совершающееся по воле Его, есть благо, а не зло, все бывает на пользу нашу, а не на соблазн, на созидание наше, а не на разорение. Не во все ли дни мы молимся Отцу Небесному, говоря: "Да будет воля Твоя" (Мф.6,10)?

Не может благая воля Господня хотеть нам зла: "Ибо говорит Господь Бог: Я не хочу смерти грешника" (Иез.18, 32). Хочет ли зла отец сыну своему, или ищет ли злополучия и беды мать для своей дочери? Так и Бог никогда не желает нам никакого зла, но всегда хочет для нас только добра и все устраивает для нашей пользы. Он попускает на нас и скорби, чтобы мы не превозносились, ибо ведь и отец бьет сына, которого любит, и мать причиняет раны своей дочери, которую желает научить благим нравам. Так и Бог Чадолюбец бьет нас печалями, чтобы мы знали, что Он есть над нами, чтобы боялись Его, и кротко, с благоговением ходили пред Ним, храня Его повеления. Итак, не печалься сильно, христолюбец, видя попущенную Богом на время скорбь ради твоей же пользы, но принимай все с благодарностью и говори евангельски: "Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение" (Мф.11, 26).

Муж скорбящий. Хотя скорби и попускаются благой волей Господней, все устраивающей на нашу пользу, однако это все же скорби, и невозможно человеку не печалиться и не плакать о них, потому что они попускаются за наши грехи, которыми мы тяжко опечаливаем и прогневляем Бога. Если нельзя не плакать о грехах, то необходимо скорбеть и о наказаниях, посылаемых за грехи.

Старец утешающий. Истина - то, что часто Бог, временно казня грехи наши, наводит на нас бедствия и печали. Так, например, и три отрока в Вавилоне говорили Господу: "По истине и по суду навел Ты все это на нас за грехи наши" (Дан. 3, 28). Однако нельзя сказать, что благая воля Благого Бога хочет нам зла, когда и за грехи наказывает нас.

Посмотри на врача тел: что делает с болящим? Иногда он дает ему горчайшее питие, иногда же режет и жжет, и большие страдания причиняет своим врачеванием, потому что невозможно без боли уврачевать язву. Но, делая все это, он не болезни, но здоровья, не смерти, но жизни желает тому, кого врачует. Так и Бог, Врач душ наших, видя гниющие наши духовные раны, прилагает подобающее им врачевание. Он жжет напастями, режет неожиданно находящими печалями и поит плачевными горестями. Делает же все это не для того, чтобы погубить нас, но чтобы исцелить, - не убить, но оживить, не умертвить, но восстановить нас. Поэтому и Давид говорит так: "Научая, наказал меня Господь, смерти же не предал меня" (Пс.117, 18).

Даже в само время наказания Бог более добр, нежели зол, более милосерден, нежели гневен, более сострадателен, нежели мстителен. Если и возливает Он на наши раны вино жестокой скорби, то не без елея; если и бьет, то не без пощады; если и опечаливает, то не без помилования, если и оскорбляет, то не без утешения. Ибо говорит Псалмопевец: "Приумножении страданий в сердце моем, утешения Твои веселили душу мою" (Пс.93, 19).

Наказания необходимы, ибо иначе нельзя исцелить наши душевные язвы. Как болящему необходимо врачевание, так и нам, грешным, - наказание. "Примите, - сказано, - наказание, дабы не прогневался Господь" (Пс.2, 12). Наказание же Господне мы должны принимать с благодарностью, а не со скорбью, с терпением, а не с роптанием, с великодушием, а не малодушием, согласно слову апостольскому: "Нас оскорбляют, а мы всегда радуемся" (2Кор. 6, 10).

Муж скорбящий. Знаю я, что попускаемыми Богом печалями и скорбями врачуются наши раны, очищаются душевные скверны, что терпеливым перенесением скорбей человек достигает святости согласно словам одного из Отцов: "Досадами святые совершаются". Однако немощное человеческое естество, когда случаются скорби и мучения, более склонно к роптанию, нежели к благодарению, к сетованию и малодушию, нежели к радости и веселию. Уже то одно приносит печаль и скорбь душе, что она наказывается за грехи, хотя бы и временно.