Творения

Не может благая воля Господня хотеть нам зла: "Ибо говорит Господь Бог: Я не хочу смерти грешника" (Иез.18, 32). Хочет ли зла отец сыну своему, или ищет ли злополучия и беды мать для своей дочери? Так и Бог никогда не желает нам никакого зла, но всегда хочет для нас только добра и все устраивает для нашей пользы. Он попускает на нас и скорби, чтобы мы не превозносились, ибо ведь и отец бьет сына, которого любит, и мать причиняет раны своей дочери, которую желает научить благим нравам. Так и Бог Чадолюбец бьет нас печалями, чтобы мы знали, что Он есть над нами, чтобы боялись Его, и кротко, с благоговением ходили пред Ним, храня Его повеления. Итак, не печалься сильно, христолюбец, видя попущенную Богом на время скорбь ради твоей же пользы, но принимай все с благодарностью и говори евангельски: "Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение" (Мф.11, 26).

Муж скорбящий. Хотя скорби и попускаются благой волей Господней, все устраивающей на нашу пользу, однако это все же скорби, и невозможно человеку не печалиться и не плакать о них, потому что они попускаются за наши грехи, которыми мы тяжко опечаливаем и прогневляем Бога. Если нельзя не плакать о грехах, то необходимо скорбеть и о наказаниях, посылаемых за грехи.

Старец утешающий. Истина - то, что часто Бог, временно казня грехи наши, наводит на нас бедствия и печали. Так, например, и три отрока в Вавилоне говорили Господу: "По истине и по суду навел Ты все это на нас за грехи наши" (Дан. 3, 28). Однако нельзя сказать, что благая воля Благого Бога хочет нам зла, когда и за грехи наказывает нас.

Посмотри на врача тел: что делает с болящим? Иногда он дает ему горчайшее питие, иногда же режет и жжет, и большие страдания причиняет своим врачеванием, потому что невозможно без боли уврачевать язву. Но, делая все это, он не болезни, но здоровья, не смерти, но жизни желает тому, кого врачует. Так и Бог, Врач душ наших, видя гниющие наши духовные раны, прилагает подобающее им врачевание. Он жжет напастями, режет неожиданно находящими печалями и поит плачевными горестями. Делает же все это не для того, чтобы погубить нас, но чтобы исцелить, - не убить, но оживить, не умертвить, но восстановить нас. Поэтому и Давид говорит так: "Научая, наказал меня Господь, смерти же не предал меня" (Пс.117, 18).

Даже в само время наказания Бог более добр, нежели зол, более милосерден, нежели гневен, более сострадателен, нежели мстителен. Если и возливает Он на наши раны вино жестокой скорби, то не без елея; если и бьет, то не без пощады; если и опечаливает, то не без помилования, если и оскорбляет, то не без утешения. Ибо говорит Псалмопевец: "Приумножении страданий в сердце моем, утешения Твои веселили душу мою" (Пс.93, 19).

Наказания необходимы, ибо иначе нельзя исцелить наши душевные язвы. Как болящему необходимо врачевание, так и нам, грешным, - наказание. "Примите, - сказано, - наказание, дабы не прогневался Господь" (Пс.2, 12). Наказание же Господне мы должны принимать с благодарностью, а не со скорбью, с терпением, а не с роптанием, с великодушием, а не малодушием, согласно слову апостольскому: "Нас оскорбляют, а мы всегда радуемся" (2Кор. 6, 10).

Муж скорбящий. Знаю я, что попускаемыми Богом печалями и скорбями врачуются наши раны, очищаются душевные скверны, что терпеливым перенесением скорбей человек достигает святости согласно словам одного из Отцов: "Досадами святые совершаются". Однако немощное человеческое естество, когда случаются скорби и мучения, более склонно к роптанию, нежели к благодарению, к сетованию и малодушию, нежели к радости и веселию. Уже то одно приносит печаль и скорбь душе, что она наказывается за грехи, хотя бы и временно.

Старец утешающий. Действительно, так бывает, но только с несовершенными, малодушными и не привыкшими к терпению, которые хотя и знают, что печаль полезна для души, однако изнемогают в ней. Но я не хочу, чтобы и с тобой было то же, о боголюбец! Не изнемогай, но мужайся, и "да крепится сердце твое" (Пс.26, 14). Не малодушествуй, но молись со Златоустом: "Господи, даждь мне великодушие". И не относи себя к несовершенным, но сделай себя, по апостолу, человеком, "совершенным во Христе Иисусе" (Кол.1, 28), и да будешь совершенным и исполненным всецело волей Божией, да будешь всецело приготовлен на всякое благое дело; во всех же злоключениях побеждай естественное нетерпение упованием на милость Божию и благодари все устраивающего Бога, согласно написанному: "Всегда благодарим за всех" (1 Фес. 1, 2).

В том и заключается добродетель, свойственная христианам, как говорит об этом блаженный Иероним, чтобы за все, что кажется неприятным, благодарить Создателя, чтобы во всех пагубах и бедах всегда воздавать Богу благодарение, говоря: "Благословен Бог! Знаю, что я терплю меньше, чем достоин терпеть, что всего этого мало за грехи мои, что совсем не воздается мне по заслугам". Вот в чем ум христианский. Только тот, неся крест, наследует Спасителя, кого не ослабляет никакая беда и лишение.

Кроме того, ты должен хорошо знать, что не всегда только за грехи попускаются скорби, печали и злоключения, но иногда Человеколюбивый Бог, любя Своего раба, нарочно повергает его в многоразличные бедствия, как руду золотую в огонь, чтобы искусить его, как злато в горниле, и сделать его достойным Себя. "Как золото и серебро очищаются в огне, говорит Приточник, - так испытывает Господь сердца избранных" (Притч. 17, 3).

Посмотри на Иова и Товию, праведньту и любезных Богу людей, сколь многими и немалое время они, как злато, были искушаемы скорбями и печалями, а потом какими радостями и веселиями они были утешены? Они претерпели много зла не за грехи свои, но для того, чтобы проявилась еще большая их вера и любовь к Богу. Так и Моисей говорил Израилю: "Искушает Господь Бог вас, хотя узнать, любите ли Господа Бога вашего всем сердцем вашим и всею душою вашей" (Втор. 13, 3). И о тебе, христолюбец, я думаю, что для того тебе попущены Богом временные оскорбления, чтобы твоя вера и любовь к Богу явились ярче и совершеннее золота, испытанного в огне.

Муж скорбящий. Да будет воля Господня, если Он наказывает меня за грехи. Если и искушает, да будет все по Его святому изволению; я же должен только терпеть. "Не Богу ли повинуется душа моя? От Него спасение мое" (Пс. 61, 2), только бы не попустил Он искушения выше сил моих.

Старец утешающий. На это тебе отвечает апостол: "Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести" (1Кор. 10, 13). Бог попускает любимым рабам Своим скорби по их силам, Бог и терпение подает в скорбях уповающим на Него. "Возложи" поэтому, боголюбец, "на Господа печаль твою" (Пс.54, 23), ибо Тот печется о тебе, Тот промышляет о тебе. Уповай на Бога, и Он "сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою Господь" (Пс.120, 7), ибо пишется: "Хранит Господь любящих Его" (Пс.144, 20).

Если любишь Господа, не печалься от нашедших на тебя скорбей: Он избавит тебя от них, ибо говорит: "С ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его" (Пс.90, 15). Если любишь Бога, не скорби об окруживших тебя бедствиях, ибо "любящим Бога все содействует ко благу" (Рим. 8, 28). Все, что считается бедствием в мире этом, как-то: гонения, мучения, досаждения, унижения и многое другое, - все это любящим Бога обыкновенно приносит не пагубу, но спасение. Силен Бог рыдание и плачь вскоре превратить в веселие и утешение. Послушай, что говорят златоречивые уста: "Все, считающееся скорбным: бедствие, нищета, темница, голод, смерть или еще что-либо злое, - если все это и случится, то силен Бог изменить на противоположное, то есть на благое. Ведь в том и заключается неизреченное свойство Его силы, что все, кажущееся тяжким и мучительным, Он делает легким и обращает в нашу пользу" (Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Послание к римлянам, гл. 8).