Творения

Старец утешающий. Действительно, так бывает, но только с несовершенными, малодушными и не привыкшими к терпению, которые хотя и знают, что печаль полезна для души, однако изнемогают в ней. Но я не хочу, чтобы и с тобой было то же, о боголюбец! Не изнемогай, но мужайся, и "да крепится сердце твое" (Пс.26, 14). Не малодушествуй, но молись со Златоустом: "Господи, даждь мне великодушие". И не относи себя к несовершенным, но сделай себя, по апостолу, человеком, "совершенным во Христе Иисусе" (Кол.1, 28), и да будешь совершенным и исполненным всецело волей Божией, да будешь всецело приготовлен на всякое благое дело; во всех же злоключениях побеждай естественное нетерпение упованием на милость Божию и благодари все устраивающего Бога, согласно написанному: "Всегда благодарим за всех" (1 Фес. 1, 2).

В том и заключается добродетель, свойственная христианам, как говорит об этом блаженный Иероним, чтобы за все, что кажется неприятным, благодарить Создателя, чтобы во всех пагубах и бедах всегда воздавать Богу благодарение, говоря: "Благословен Бог! Знаю, что я терплю меньше, чем достоин терпеть, что всего этого мало за грехи мои, что совсем не воздается мне по заслугам". Вот в чем ум христианский. Только тот, неся крест, наследует Спасителя, кого не ослабляет никакая беда и лишение.

Кроме того, ты должен хорошо знать, что не всегда только за грехи попускаются скорби, печали и злоключения, но иногда Человеколюбивый Бог, любя Своего раба, нарочно повергает его в многоразличные бедствия, как руду золотую в огонь, чтобы искусить его, как злато в горниле, и сделать его достойным Себя. "Как золото и серебро очищаются в огне, говорит Приточник, - так испытывает Господь сердца избранных" (Притч. 17, 3).

Посмотри на Иова и Товию, праведньту и любезных Богу людей, сколь многими и немалое время они, как злато, были искушаемы скорбями и печалями, а потом какими радостями и веселиями они были утешены? Они претерпели много зла не за грехи свои, но для того, чтобы проявилась еще большая их вера и любовь к Богу. Так и Моисей говорил Израилю: "Искушает Господь Бог вас, хотя узнать, любите ли Господа Бога вашего всем сердцем вашим и всею душою вашей" (Втор. 13, 3). И о тебе, христолюбец, я думаю, что для того тебе попущены Богом временные оскорбления, чтобы твоя вера и любовь к Богу явились ярче и совершеннее золота, испытанного в огне.

Муж скорбящий. Да будет воля Господня, если Он наказывает меня за грехи. Если и искушает, да будет все по Его святому изволению; я же должен только терпеть. "Не Богу ли повинуется душа моя? От Него спасение мое" (Пс. 61, 2), только бы не попустил Он искушения выше сил моих.

Старец утешающий. На это тебе отвечает апостол: "Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести" (1Кор. 10, 13). Бог попускает любимым рабам Своим скорби по их силам, Бог и терпение подает в скорбях уповающим на Него. "Возложи" поэтому, боголюбец, "на Господа печаль твою" (Пс.54, 23), ибо Тот печется о тебе, Тот промышляет о тебе. Уповай на Бога, и Он "сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою Господь" (Пс.120, 7), ибо пишется: "Хранит Господь любящих Его" (Пс.144, 20).

Если любишь Господа, не печалься от нашедших на тебя скорбей: Он избавит тебя от них, ибо говорит: "С ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его" (Пс.90, 15). Если любишь Бога, не скорби об окруживших тебя бедствиях, ибо "любящим Бога все содействует ко благу" (Рим. 8, 28). Все, что считается бедствием в мире этом, как-то: гонения, мучения, досаждения, унижения и многое другое, - все это любящим Бога обыкновенно приносит не пагубу, но спасение. Силен Бог рыдание и плачь вскоре превратить в веселие и утешение. Послушай, что говорят златоречивые уста: "Все, считающееся скорбным: бедствие, нищета, темница, голод, смерть или еще что-либо злое, - если все это и случится, то силен Бог изменить на противоположное, то есть на благое. Ведь в том и заключается неизреченное свойство Его силы, что все, кажущееся тяжким и мучительным, Он делает легким и обращает в нашу пользу" (Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Послание к римлянам, гл. 8).

Муж скорбящий. О, если бы Господь претворил мои слезы в радость и утешил скорбь сердца моего!

Старец утешающий. Напрасно скорбит душа твоя, "напрасно смущаешься! Уповай на Бога. Он выведет как свет правду твою, и судьбу твою как полдень" (Пс. 41, 6; 36, 6).

Муж скорбящий. Действительно ли угодно Владыке нашему, чтобы наши дни мы проводили в бедствиях и скорбях?

Старец утешающий. Господь наш Иисус Христос, уходя от мира сего, завещал любящим Его, как бы в виде некоего особого дара, гонения в мире, слезы, рыдание и скорби, ибо Он говорит: "Изгонят вас из синагог", и еще: "Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете" (Ин. 16, 2, 20). Однако Он оставил все это любящим Его не для того, чтобы подвергнуть их злу, стереть и славу их повергнуть в прах, но чтобы тем больше их потом утешить, возвеличить и прославить. Как и Самому Христу "подобало пострадать и войти в славу Свою" (Лк. 24, 26), так будет и с нами: "Скорбь ваша, - говорит Он, - в радость будет" (Ин. 16, 20). И еще: "Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас" (Ин. 16, 22).

Господь оставил любящим Его скорби для того, чтобы ими, как бы путем, устланным терниями, тесным и прискорбным, они достигли неотъемлемой радости. Ибо как радующиеся и веселящиеся ныне каждый день наследуют плач, согласно написанному: "Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете" (Лк. 6, 25), и еще: "Кончина радости в плач приходит" (Притч. 14, 13), так и плачущие ныне наследуют радость и веселие: "Блаженны плачущие, - сказал Господь, - ибо они утешатся" (Мф. 5,4). И Товия говорит: "По волне Господь тишину сотворит, даст радость и веселие вместо плача и рыданий" (Тов. 7, 17).

Муж скорбящий. О, если бы Преблагой Бог подал мне поскорее переплыть эти печальные и плачевные волны и обрадоваться мирному пристанищу!

Старец утешающий. Подожди терпеливо милости Господней. Послушай, что говорит апостол: "Ожидаем в терпении" (Рим. 8, 25). И Давид говорит: "Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою" (Пс. 39, 2). "Вот, земледелец, - говорит св. Иаков, - ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний" (Иак. 5, 7). Так и ты в долготерпении ожидай милости Божией, подобной дождю во время засухи, и помни слова Сираха, говорящего: "Благовременна милость Господня в день скорби, как облака дождевые во время бездождия" (Сир. 35, 23).