Творения

Кто сподобляется вечной славы? Не тот ли, который в печалях бедствует, согласно словам апостола: "Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу" (2Кор. 4, 17). Это значит, что какая-либо печаль, внезапно находящая на нас, хотя бы и легкая, но переносимая нами с благодарностью, ходатайствует нам великую вечную славу, и даже больше того: когда мы принимаем печаль с благодарностью, это соделывает нас сынами Божиими, как об этом говорит и Писание: "Если вы наказание терпите" (под наказанием апостол разумеет здесь всякую печаль и скорбь, случающуюся по Божьему попущению), "то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны" (Евр.12, 7 - 8).

Смотри, по чему узнается, кто является сыном Богу и кто нет? А по тому, терпит ли он наказание, ибо не терпящий - сын прелюбодеяния, терпящий же - сын, приятный Богу.

Итак, терпи, боголюбец, чтобы ты был наречен приятным Богу сыном. И я не сомневаюсь в том, что ты из числа любимых Божиих чад, когда я вижу, что тебя посетила печаль искушений, ибо так и бывает, что Бог наказывает и искушает временно только тех, которые приятны и любезны Ему.

Это подтверждается словами Ангела, говорящего Товии так: "Я принес молитву твою Господу Богу и приятна была Ему" (Тов. 12, 13). Потому и угодно было Богу, чтобы он был искушен. Смотри, почему Ему было угодно искусить Товию? А потому, что он был приятен Ему, угодил Ему, и возлюбил Бог его за великое его терпение с благодарностью, как и пишется о нем: "Он не был скорбен пред Господом из-за наказания слепотой, которая случилась с ним, но жил непоколебимо в страхе Божием, вознося хвалу Богу во все дни жизни своей". Видишь, как тот терпеливый боголюбец имел всякую радость, находясь в различных искушениях? "Он не был", говорится, "скорбен пред Господом", ибо он уповал на Господа и без сомнений надеялся на Него, на то, что временную печаль Он преложит в вечную радость.

Муж скорбящий. Я тоже надеюсь на Господа моего, однако, вследствие жестокой скорби, мысль моя говорит мне, что оставил меня Господь за грехи мои, и я смущаюсь.

Старец утешающий. На это я отвечу тебе словами не своими, но златоречивых уст: "Да не будем мы считать знаком Божьего оставления и презрения то, что иногда наносятся искушения, но пусть это будет для нас ярким признаком того, что печется о нас Господь, ибо попущением искушений Он очищает грехи".

Итак, будь уверен, что не только простил Тебя Господь, но что Он всегда с тобою, очищая твои прегрешения случающимися с тобою скорбями, ибо как оставит Бог верного Своего раба, о котором Он печется больше, нежели мать о своем дитяти? Слушай, что говорит Он устами пророка Исайи: "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя", говорит Господь (Ис. 49, 15).

Муж скорбящий. (прослезился и сказал): Неужели и я не забыт Господом Богом, несмотря на то, что недостоин я милости Господней? Неужели Он печется и о мне, грешном? Но я верю в Его неизреченную благость и человеколюбие, верю, что и моего спасения Он хочет. Да наградит же тебя, отче, Он Сам за труд твой, которым ты принес мне великую пользу и обрадовал меня, приводя приличные скорбному моему времени писания. Мне только одно теперь очень тяжело, а именно то, что я несправедливо был обижен, не сделав даже никакого зла ненавидящим меня.

Старец утешающий. "То угодно Богу, - говорит апостол, - если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу" (1 Петр. 2, 19-20). Подумай, возлюбленный, о Владыке нашем Христе, пострадавшем за нас и оставившем образ, чтобы мы последовали стопам Того, "Кто греха не сотворил и не было лести во устах Его" (1 Петр. 2, 22).

Ведь Он не только не сделал никакого зла Своим врагам иудеям, но даже как много благотворил им! Слепцов их просветил, прокаженных очистил, хромых, расслабленных и страждущих исцелил, хлебы умножил и множество народа напитал, а что Он понес за все это? Ты сам знаешь. Вместо благодарности одни кричали: "Распни, распни!" (Лк. 23, 21), другие же: "Э, разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди с Креста" (Мк.15, 29), и, унизив Его бесчисленными оскорблениями, повесили Его на древе и убили Его. А мы не хотим претерпеть и малых скорбей, которые не являются даже и тенью против Владычних страданий.

Пусть Христос будет для нас примером! Мы, христиане, должны походить на Христа в страданиях наших и, если не в полной мере, то хотя бы в терпении, по возможности, до конца, ибо в том и заключается долг истинного христианина, чтобы терпеть. Приведем здесь слова святого Ефрема: "Христианин среди различных скорбей и искушений пусть стоит как наковальня, которая хотя и всегда терпит удары, однако не бежит со своего места, не повреждается, но всегда остается одной и той же. О, если бы мы подражали истинным христианским терпеливцам, которые невинно и со сладостью приняли муки, раны и смерть, радуясь в страданиях с апостолом! А мы не только меньшего какого-либо озлобления, но даже и слова какого-либо неприятного не хотим терпеть" (О вере, 10).

Муж скорбящий. Истину говоришь ты, отче, - что часто мы оскорбляемся от какого-либо слова и не терпим его. Но что же нам делать, чтобы утвердиться в терпении?

Старец утешающий. Иметь пред очами страсть Христову: "Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал" (1 Петр. 2, 23); Он даже молился о убивающих Его, говоря: "Отче! Прости им" (Лк. 23, 34). Будем, кроме того, помнить и различные страдания святых, зло, которое они терпели, изгнания, и когда найдут на нас скорби, будем говорить: мало все это сравнительно с теми страданиями, которые они претерпели.

Муж скорбящий. Но святые страдали за Христа и потому были уверены в своем спасении, я же терплю гонение не за Христа, но по зависти людей, позавидовавших моему кратковременному благополучию.