Творения

Муж скорбящий. (прослезился и сказал): Неужели и я не забыт Господом Богом, несмотря на то, что недостоин я милости Господней? Неужели Он печется и о мне, грешном? Но я верю в Его неизреченную благость и человеколюбие, верю, что и моего спасения Он хочет. Да наградит же тебя, отче, Он Сам за труд твой, которым ты принес мне великую пользу и обрадовал меня, приводя приличные скорбному моему времени писания. Мне только одно теперь очень тяжело, а именно то, что я несправедливо был обижен, не сделав даже никакого зла ненавидящим меня.

Старец утешающий. "То угодно Богу, - говорит апостол, - если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу" (1 Петр. 2, 19-20). Подумай, возлюбленный, о Владыке нашем Христе, пострадавшем за нас и оставившем образ, чтобы мы последовали стопам Того, "Кто греха не сотворил и не было лести во устах Его" (1 Петр. 2, 22).

Ведь Он не только не сделал никакого зла Своим врагам иудеям, но даже как много благотворил им! Слепцов их просветил, прокаженных очистил, хромых, расслабленных и страждущих исцелил, хлебы умножил и множество народа напитал, а что Он понес за все это? Ты сам знаешь. Вместо благодарности одни кричали: "Распни, распни!" (Лк. 23, 21), другие же: "Э, разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди с Креста" (Мк.15, 29), и, унизив Его бесчисленными оскорблениями, повесили Его на древе и убили Его. А мы не хотим претерпеть и малых скорбей, которые не являются даже и тенью против Владычних страданий.

Пусть Христос будет для нас примером! Мы, христиане, должны походить на Христа в страданиях наших и, если не в полной мере, то хотя бы в терпении, по возможности, до конца, ибо в том и заключается долг истинного христианина, чтобы терпеть. Приведем здесь слова святого Ефрема: "Христианин среди различных скорбей и искушений пусть стоит как наковальня, которая хотя и всегда терпит удары, однако не бежит со своего места, не повреждается, но всегда остается одной и той же. О, если бы мы подражали истинным христианским терпеливцам, которые невинно и со сладостью приняли муки, раны и смерть, радуясь в страданиях с апостолом! А мы не только меньшего какого-либо озлобления, но даже и слова какого-либо неприятного не хотим терпеть" (О вере, 10).

Муж скорбящий. Истину говоришь ты, отче, - что часто мы оскорбляемся от какого-либо слова и не терпим его. Но что же нам делать, чтобы утвердиться в терпении?

Старец утешающий. Иметь пред очами страсть Христову: "Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал" (1 Петр. 2, 23); Он даже молился о убивающих Его, говоря: "Отче! Прости им" (Лк. 23, 34). Будем, кроме того, помнить и различные страдания святых, зло, которое они терпели, изгнания, и когда найдут на нас скорби, будем говорить: мало все это сравнительно с теми страданиями, которые они претерпели.

Муж скорбящий. Но святые страдали за Христа и потому были уверены в своем спасении, я же терплю гонение не за Христа, но по зависти людей, позавидовавших моему кратковременному благополучию.

Старец утешающий. Хотя ты и не за Христа терпишь гонение, однако если терпишь неповинно и благодаришь Бога, то и это вменится тебе, как бы за Христа терпящему. Вспомни российских страстотерпцев Бориса и Глеба. За Христа ли они пострадали? Поистине нет, но по зависти брата, однако это вменилось им, как будто они претерпели за Христа.

Итак, не говори, что ты не за Христа терпишь, но только до конца терпи и не отчаивайся в милостивой Божией помощи, и, вспоминая многоболезненные подвиги и скорби святых, говори себе: не пролил я крови за грехи мои подобно им; легки мои напасти по сравнению с теми искушениями, которые подъяли они; зло, причиняемое мне, ничто по сравнению с их страданиями; мое терпение - только тень в сравнении с теми, которых не достоин весь мир.

Кроме того, взирая на вечные воздаяния на небесах, вспоминай, как учит святой Василий Великий: "Ударит ли кто тебя бесчестием, ты воззри на ту славу, которая положена на небесах. Отняты ли у тебя твои имения, ты больше взирай на небесное богатство и сокровищницу несравненную. Изгнан ли ты из отечества, ты имеешь Иерусалим небесный. Сын ли твой погиб, ты имеешь друзьями Ангелов, с которыми, стоя вокруг Престола Божия, возрадуешься вовеки" (Беседа о благодарении). Таким образом, можно легко терпеть, ясно понимая, какую пользу приносят скорби, которыми не напрасно хвалится апостол, говоря: "Хвалимся скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает"(Рим. 5, 3 - 5).

Еще и то знай, возлюбленный, что во всех бедах, скорбях, печалях и искушениях немалая отрада бывает от того, чтобы во всем положиться на волю Господню, которая есть естественно благая, хотящая нам всегда добра и все устрояющая на нашу пользу. Ибо что ни устраивает Он с нами, хотя и кажется нам неприятным, однако все к лучшему. Вот и виноградарь, очищая сад, хотя режет розги, однако, не повреждает этим дерева или винограда, но даже делает его еще более плодоносным: "Всякую, - сказано, - ветвь, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода" (Ин. 15,2). Так и Бог попускает на нас беды не во вред нам, но чтобы обогатить нас духовными плодами, и когда Он видит, что мы терпим и повинуемся Его изволению, тогда Он бедствие превращает в благополучие и скорбь в радование. Поэтому возложим все на Его святую волю, говоря: устрой со мной все, как хочешь, да совершится на мне Твоя святая воля.

Вот, например, праведный Иов всегда соединял с волей Господней все тяжкие случаи, ибо говорил: "Господь дал, Господь и взял; как угодно Господу, так и будет; буди имя Господне благословенно вовеки" (Иов. 1, 21). И посмотри, как после того блага превзошли все бедствия Иова, бывшие по воле Господней.

Муж скорбящий. Положусь и я на волю Господа моего, и буду повиноваться Его судьбам и смотрению. Пусть Он творит на мне дела рук Своих, как хочет и что хочет. Да будет во всем Его святая воля.

Старец утешающий. Хорошо ты сделаешь, христолюбец, положившись всецело на волю Господа, Создателя и Промыслителя твоего, ибо это, говорят, есть путь, который лучше всего приводит ко спасению. Послушай, об этом одну повесть, которую мне пришлось недавно прочесть.