Творения

Желая же еще более научиться премудрости старца, столь дивно сокрытой в худой оболочке его тела, учитель спросил: "Откуда пришел ты сюда?" "От Бога пришел", - ответил старец. На это учитель ему сказал: "Где же ты нашел Бога?" Старец же ответил: "Там Бога нашел, где оставил все созданные вещи". "Где же ныне ты оставил Бога?" - вопрошал учитель. Старец отвечал: "Поистине, в чистых - мыслях и доброй совести оставил Его". Тогда учитель воскликнул: "Что же ты за человек?!" На это старец ответил: "Кто бы я ни был, однако тем видом и своей жизнью, которые ты видишь, я настолько удовлетворяюсь, что не отдал бы их и за богатства всех земных царей; всякий человек - это царь, если он умеет владеть собой и повелевает своими мыслями". "Неужели и ты царь, - спросил учитель. - Где же твое царство?" Старец же, указывая перстом на небо, сказал: "Вот где мое царство. Царь - тот, кому царство это написано несомненными письменами".

В заключение своих вопросов учитель сказал: "Кто тебя, старец, научил этому и кто тебе дал такую премудрость?" Старец на это ответил так: "Я поведаю тебе, господин мой, что во все дни я пребываю в молчании. Если я молюсь или упражняюсь в благочестивых мыслях, то всячески забочусь только о том, чтобы всегда быть крепко соединенным с Богом. Единение же с Богом и согласие с Его волей и учит меня всему этому".

Таким образом, получив пользу от беседы со старцем и пожелав ему мира, учитель ушел, хваля Бога, утаившего сие от премудрых и разумных и открывшего сему убогому старцу, младенцу по злобе своей.

Муж скорбящий. Поистине дивна эта повесть и полна великой пользы. Поистине дивен тот муж, таинственный раб Христов.

Старец утешающий. Господь имеет много таких рабов, которые втайне служат Ему и по любви к Нему объяты таким сильным желанием согласоваться во всем с Его святой волей, что даже и царствия небесного не желают так, как того, чтобы только совершалась в них воля Господня. "Что мне, - говорит Псалмопевец, - на небе и без Тебя чего мне желать на земле?"(Пс.72, 25). Это значит, что ни вверху, ни внизу нет ничего такого (по словам Златоуста), чего бы я пожелал, кроме Тебя единого. Ибо в том и есть царство, наслаждение, радость и свет души, чтобы любить Бога, а любящий Бога любит во всем Его святую волю и с великой сладостью принимает от рук Его как благое, так и кажущееся злым. Такой даже и муку, как бы царство, готов принять по воле Господней!

Я знал одного из отцов, который ни спасения не искал помимо воли Господней, ни от мук, происходящих по Его воле, не отказывался, но каждый день молился, говоря так: "Господи, если хочешь иметь меня во свете благодати Твоей - будь благословен. Если же хочешь иметь меня во тьме отриновения от лица Твоего - тоже будь благословен. Господи, если отверзаешь мне двери милосердия Твоего - это добро и благо; если же затворишь для меня двери милосердия Твоего, то да будешь благословен Ты, затворивший по справедливости ко мне. Господи, если Ты погубишь меня за мои беззакония, - слава праведному Твоему суду. Устрой со мной все, как хочешь". Вот как он полагался на волю Господню! Вот как готов был с благодарностью принять из Его святых рук все: как доброе, так и злое, как царство, так и муку.

Муж скорбящий. Весьма поразительно и дивно моление того отца, ибо кто не молит Господа, чтобы освободиться от мук и быть в прохладе? Он же ни царствия Божия не просит, ни от мук не отказывается, а лишь возлагает все на волю Господню.

Старец утешающий. Святой Дорофей говорит: "Совершенная любовь вон изгоняет страх". Этот отец любил Бога совершенно и потому не боялся принять от Бога то или иное. Он и говорит это дерзновенно потому, что знает благую волю Господню, хотящую нам не зла, но добра, ибо Господь хочет всех спасти, а не погубить. Он смело и без сомнений полагался на Его волю, потому что был убежден, что Господь скорее помилует нас, чем пошлет муку. Однако Господу угодно, чтобы мы хотели совершения в нас не нашей, но Его воли. Смотри же, возлюбленный, тот отец и от мук не отказывался по воле Господней, а мы страшимся кратковременного оскорбления и мучимся в скорбях. О, как далеко мы отстоим от совершенных!

Муж скорбящий. Да будет с нами воля Господня (см. Мф. 6, 10)! Все же иногда мысль мне говорит, что я терплю по злобе и зависти человеческой, а не по воле Господней.

Старец утешающий. Скажи мне, что же может произойти без воли Господней? Ведь без воли Отца Небесного ни одна птица не упадет на землю, ибо в Евангелии сказано: Без воли Его "и волос с головы не пропадет" (Лк. 21, 18). Итак, думай, что ты терпишь не по злобе человеческой, но именно по произволению Господню. Это Господь творит, как и отец, который, когда хочет наставить своего сына, берет в руки бич и чадолюбиво бьет его, но, наказав, сколько нужно, отбрасывает бич, а сына с любовью обнимает. Подобно тому и Отец Небесный, когда хочет научить нас, как чад Своих, попускает на нас злых людей, согласно слову Давида: "Посадил человеков на головы наши" (Пс.65, 12), - и их злобой, как бичом, отечески бьет нас, потом же, наказав нас, сколько угодно Ему, далеко от Себя отбрасывает бич (я имею в виду злых людей), нас же обнимает отеческим объятием, если только мы с благодарностью претерпели наказание Его, - и лобзает, милосердствует, утешает и сугубо воздает нам Своей Отеческой милостью за то, что терпеливо переносили наказание.

Так и ты понимай, любимый мой, что восстающие ныне на тебя по Божию попущению люди являются в руках Господних как бы бичом, которым Он временно наказывает тебя. Будет же время, когда захочет Господь явить тебе милость Свою. Тогда ты увидишь, что бич тот упал из рук Божиих и отброшен, ты же, чадо, будешь помилован Отцом и в преизбытке утешен, только терпеливо переноси волю Господню, благодушествуй, когда приходит то, что бывает по Его благоволению, и подражай говорящему: "Благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях" (2Кор. 12, 10). Благодушествуй в твоих скорбях и страданиях, благодари Попустившего это на тебя, облобызай благую и совершенную волю Господню, все устраивающую на пользу тебе, и положись на нее в ожидании Божией милости.

Муж скорбящий. Слава Богу за все. Благодарю тебя, ибо многому научился от тебя и получил немалую отраду моим печалям.

Старец утешающий. Благодарение подобает Богу, ибо Он каждого человека и учит, и утешает, и пользу подает, ибо говорит: "Как мать кого утешает, так и Я утешу вас" (Ис.66, 13). Да сбудется же и тебе это слово Господне, да утешит тебя вскоре утешением Святого Духа, как мать и отец чадо свое, и да подаст тебе неотъемлемую радость и в нынешнем, и в будущем веке. Аминь.

Так утешив скорбящего, духовный старец ушел, славя Бога.