Творения

Все эти дела угодны Всемилосердному Господу Богу, Творцу нашему.

8. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясъ и молясь тайно

Предисловие

Среди вас многие не знают, в чем состоит внутреннее дело богомысленного человека, а также не понимают, что такое богомыслие, и ничего не знают о творимой умом молитве, но - думают, что только теми молитвами подобает молиться, которые написаны в церковных книгах. Что же касается тайной беседы с Богом в сердце и происходящей отсюда пользе, они об этом отнюдь не знают и никогда не вкушали духовной сладости этого. Как слепорожденный только слышит о солнечном сиянии, что же такое сияние, не знает, так и они только слышат о богомысленном поучении и молитве, понимать же не понимают. Они по невежеству своему лишаются многих духовных благ и отстают от добродетельного преуспеяния, которое приводит к совершенному богоугождению. Поэтому, ради наставления простых, предлагается здесь кое-что для внутреннего обучения и для богомысленной молитвы, чтобы желающий с Божией помощью получил хоть немногое научение.

Духовное обучение внутреннего человека начинается с таких Христовых слов: "Ты же, когда молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6,6).

Глава I. О двоякости человека, обучения, молитвы и клети

Человек бывает двоякий: внешний и внутренний, плотской и духовный. Внешний - видимый, плотской, внутренний же - невидимый, духовный, или, согласно слову апостола Петра, "сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа" (1 Петр. 3, 4). И святой Павел объясняет человеческую двойственность, говоря: "Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется" (2Кор. 4, 16). Здесь апостол ясно говорит о внешнем и внутреннем человеке.

Таким образом, внешний человек состоит из многих членов, внутренний же приходит в совершенство умом, вниманием к себе, страхом Господним и благодатью Божией. Дела внешнего человека бывают видимы, а внутреннего - невидимы, согласно Псалмопевцу: "Приступит человек, и сердце глубоко" сокрыто (Пс. 63, 7). Также и апостол говорит: "Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?" (1Кор. 2,11). Один только Испытующий сердца и утробы (см. Пс.7, 10) ведает все тайны внутреннего человека.

Обучение тоже бывает двоякое - внешнее и внутреннее: внешнее в книгах, внутреннее - в богомыслии; внешнее - в любви к мудрости, внутреннее - в любви к Богу; внешнее - в витийствованиях, внутреннее - в молитвах; внешнее - в остроумии, внутреннее - в теплоте духа; внешнее - в художествах, внутреннее - в помышлениях; внешний разум надмевает (см. 1Кор. 8,1), внутренний же смиряется; внешний любопытствует, желая знать все, внутренний же себе внимает и ничего иного не желает, только знать Бога, говоря Ему с пророком Давидом: "Тебе говорит сердце мое: "Господа ишу", ищет Тебя лицо мое, образ Твой, Господи, ищу" (Пс.26, 8). И еще: "Как лань желает к источникам водным, так желает душа моя к Тебе, Боже" (Пс.41, 2).

Молитва также бывает двоякая - внешняя и внутренняя, творимая явно и тайно; соборная и совершаемая наедине; та, к которой призывает долг, и произвольная. Первая, творимая по уставу церковному, соборная, молитва совершается в определенное время: полунощница, утреня, часы, Литургия, вечерня и повечерие - на каковые моления люди и призываются звоном, ибо их, как подобающую Царю Небесному дань, должны воздавать каждый день. Творимая же втайне, произвольная молитва может не иметь определенного времени, ее совершают когда кто захочет, без всякого зова, только по движению самого духа.

Первая, то есть церковная, молитва имеет положенное число псалмов, тропарей, канонов и прочих пений и действий иерейских, другая же (тайная, произвольная), как не связанная с определенным временем, не имеет и положенного числа песнопений, ибо каждый молится, сколько хочет, - иногда кратко, а иногда долго.

Первая произносится вслух устами и голосом, вторая же - только умом. Первая произносится стоя, вторая же не только стоя или ходя, но и на одре почивая, словом, всегда, когда бы ни случилось возвести свой ум к Богу. Первая, соборная, совершается в храме Господнем или по случаю в каком-либо доме, где соберутся несколько человек, вторая же, уединенная, совершается в затворенной клети, согласно слову Господа: "Когда молишься, войди в клеть твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему втайне" (Мф.6, 6).

Опять же и клеть бывает двоякая - внешняя и внутренняя, вещественная и духовная: вещественная из дерева или камня, духовная же - это сердце или ум, или, по словам блаженного Феофилакта, мысль тайная. Это одно и то же (Блаженный Феофилакт. Толкование на Евангелие от Матфея, глава 6). Поэтому вещественная клеть всегда стоит на одном месте, духовная же бывает всюду с человеком: ведь где бы человек ни был, всегда с ним его сердце, в котором он может затвориться умом, собрав мысли, и молиться Богу втайне - и среди людей, беседуя со многими. Внутренняя молитва (если случится кому, находясь среди людей, подвигнуться к ней духом) не требует ни уст, ни книги, ни движения языка, ни голоса (хотя это и наедине происходит), но требует только возведения ума к Богу и самоуглубления, что возможно на всяком месте.

Вещественная клеть затворяет безмолвствующего в ней человека одного, внутренняя же, духовная, вмещает в себе и Бога, и все небесное царство, согласно евангельским словам Самого Христа: "Царство Божие внутри вас" (Лк. 17, 21). В "Словах" преподобного Макария Египетского это изъясняется так: сердце - сосуд малый, но в него могут вместиться все вещи. Там Бог, там Ангелы, там жизнь и царство, там небесные грады, там сокровище благодати.