Theoretical pedagogy. Textbook for students of pedagogical educational institutionsin 2 parts, part 1

д) учить из частных правил выводить общие начала и наоборот, общие начала применять к частным случаям.

На этих способностях (или, как говорят, приемах умственной деятельности) преимущественно и основывается здравый ум человека, важность которого никто не отвергает ни в светской, ни в православной педагогике. Необходимо отметить, что все указанные выше приемы не требуют специального времени для овладения ими, а могут быть соединены с прочими упражнениями и занятиями, а также с жизненными ситуациями, если облечь их в форму, например, дидактической игры.

При этом православному педагогу нельзя забывать наставления Апостола: "не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати в целомудрии" (Рим. 12, 3). Крайне вредно, по замечанию святых отцов, если в душе воспитанника будет жить высокоумие, надменность и тщеславное самодовольство. Дети, особенно талантливые, легко увлекаются желанием все понимать и обо всем судить. Ограниченные и поверхностные знания ребенка служат ему, тем не менее, мнимой мерой, которой он все определяет и все решает. Еп. Евсевий (Орлинский) указывал несколько причин этого, среди которых:

¤ забота родителей о том, чтобы ребенок был сведущ во всем, на все давал свои суждения;

¤ представление ребенку родителями непрочным и неразумным всего того, что установлено предшествующими поколениями;

¤ осмеивание в присутствии воспитанника каких-либо важных предметов и явлений.

Для предохранения воспитанников от "высокоумия" необходимо, по словам епископа Евсевия (Орлинского), как можно чаще напоминать им о том, что:

а) разум человеческий весьма ограничен, и даже самый образованнейший человек не знает того, что знает Господь Бог. Поэтому истинно мудрые люди, понимая свою ограниченность, всегда отличались скромностью;

б) если предшествующие поколения в том или другом ошибались, то это не дает права их презирать, поскольку их предварительные опыты и труды были причиной того, что мы теперь некоторые предметы понимаем лучше их;

в) важно, с какой стороны и с какой точки зрения мы смотрим на предметы;

г) необходимо избегать всякого высокоумия особенно по отношению к религии, поскольку строительство спасения человечества есть бездна премудрости и любви Божьей, которая содержит такие тайны и глубины, которых ограниченный ум человеческий постигнуть не может.

Подобные наставления епископ советовал давать без гнева, уважая чувство чести в воспитаннике. Главным же должно являться постоянное поддержание сыновнего страха к Богу, а также добрый пример воспитателя, родителей и вообще всех людей, имеющих влияние на детей. [19, с. 146].

Особого внимания заслуживает рассмотрение такого качества ума как остроумие. Еще древние называли остроумие опасным оружием. Действительно, нужно иметь определенную долю самоотвержения, чтобы удержать порой вырывающуюся искру там, где она может быть вредной. Остроумием часто злоупотребляют, когда или уязвляют слабых, или смеются над чужими страданиями, или оскорбляют чувства стыда, скромности и т. п.

Главное, о чем необходимо помнить воспитателю, — это поддержание в детях истинно христианского расположения духа. Из любимых шуток человека можно заключить о его душе. Если его остроумные выражения чисты и не оскорбительны, то и душа его чиста и благородна. Но если остроумие всегда обращается только к предметам "постыдного сладострастия", к обнаружению чужих недостатков и т. п., то, скорее всего, остроумец имеет испорченное сердце.