Theoretical pedagogy. Textbook for students of pedagogical educational institutionsin 2 parts, part 1

Патриотическое воспитание, с точки зрения православной педагогической мысли, — это долг, нерадивое выполнение которого есть грех. Всякий, не подготовивший себя к служению своему народу, также вреден, как беглец с поля битвы. По словам И. А. Ильина, "родина есть нечто от Духа Божия" [8, с. 233]. Поэтому и патриотизм с точки зрения православной педагогической мысли есть состояние духовное, а, значит, он может возникнуть только в порядке свободы.

Чувство патриотизма необходимо прививать с детского возраста. Опытный и тактичный воспитатель может пробудить в ребенке настоящий патриотизм. Но именно пробудить, а не навязать. Для этого он сам должен быть искренним и убежденным патриотом, не проповедуя любовь к Родине, а увлекательно исповедуя ее и доказывая своими делами. Такой педагог молится и думает словами своего народа, принимает с любовью историю своего народа и учит детей так, чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых и героев. Он умеет убедительно показать детям те черты Родины, которые заслуживают любви и преклонения. Среди них выделим (вслед за И. А. Ильиным) наиболее существенные:

Язык, вмещающий душу, прошлое, духовный уклад народа. Именно в силу этих свойств родного языка и не следует учить ребенка какому-либо другому языку, пока он не заговорит связно и бегло на своем. Это относится и к чтению: пока ребенок не научится бегло читать на своем родном языке, не следует учить его никакому иностранному чтению. Очень важно ознакомление ребенка с церковно-славянским языком как прародителем славянского, русского языка.

Народная песня, которую ребенок должен слышать еще в колыбели. Пение помогает рождению и изживанию чувства в душе, оно превращает аффект в активную, творческую эмоцию. Русская песня, по словам И. А. Ильина, глубока, как человеческое страдание, сладостна, как любовь и утешение. С этой точки зрения она может дать детской душе исход из окаменения и озлобления.

Молитва, дающая духовную гармонию. Ребенок, научившийся молиться, сам пойдет в Церковь и станет ее опорой, опорой Русской Православной Церкви.

Сказка, дающая ребенку первое чувство героического — чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит мужеству и верности; учит созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от неправды. Как отмечал И. А. Ильин, национальное воспитание не полно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, — легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации.

Жития святых и героев. Воображение ребенка должно как можно раньше быть пленено живыми образами национальной святости и доблести. Образы святости пробудят его совесть, а русскость святого вызовет в нем чувство соучастия в святых делах, которое даст сердцу ребенка уверенность в том, что русский народ имеет право на почетное место в мировой истории. Образы героизма пробудят в ребенке волю к доблести, великодушие, правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть. Все это есть настоящая школа русского национального характера.

Поэзия. Классические национальные поэты должны дать ребенку первую радость стиха. Целесообразно, чтобы ребенок сначала слушал стихи, а потом читал сам, учил их наизусть, пытался искренно, осмысленно декламировать их.

Вообще в меру возрастания и в меру возможности необходимо открывать ребенку доступ ко всем видам национального искусства.

История. Ребенок как можно раньше должен почувствовать и понять, что он — представитель той нации, которая имеет за собой величавую историю. При этом национальное самочувствие ребенка должно быть ограждено от двух опасностей: от национального самомнения и от всеосмеивающего самоунижения. Преподаватель истории не должен скрывать от ученика слабых сторон национального характера, но в то же время он должен указать ему все источники национальной силы и славы. История должна учить духовному преемству и сыновней верности, а историк, становясь между прошедшим и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь его путь, любить его и верить в его призвание.

Армия. Чувство, которое должно быть передано ребенку его воспитателем в отношении армии — это чувство о том, что армия есть сосредоточенная волевая сила государства, оплот Родины, воплощенная храбрость народа, организация чести, самоотверженности и служения. По мысли И. А. Ильина, сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своею. Дух воина, стоящего на страже правопорядка внутри страны и на страже родины в ее внешних отношениях, — отнюдь не должен быть духом насилия. Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, — родина останется без обороны, государство распадется и нация сойдет с лица земли. Преподавать ребенку иное понимание, — значит, содействовать этому распаду и исчезновению.

Территория. Ребенок должен увидеть воображением простор своей родины, поскольку это национально-государственное наследие России. Он должен понять, что народ живет не для земли и не ради земли, но что он живет на земле и от земли, и что территория необходима ему, как воздух и солнце. Он должен почувствовать, что национальная территория добыта кровью и трудом, волей и духом. Национальная территория не есть пустое пространство, но исторически данное и взятое духовное пастбище народа.

Хозяйство. В ребенке необходимо пробудить склонность к добровольному творческому труду, и из этой склонности он должен почувствовать и осмыслить Россию как бесконечное и едва початое трудовое поприще. Тогда в нем пробудится живой интерес к национальному хозяйству, к национальному богатству как источнику духовной независимости, духовного расцвета своего народа. Пробудить в ребенке все эти качества, — значит, заложить в нем основы духовной почвенности и хозяйственного патриотизма.

Таков должен быть дух национального, патриотического воспитания, и это ни в коей мере не противоречит вселенскому характеру Церкви. Христиане имеют право на национальную самобытность, национальное самовыражение. Церковь, по мысли И. А. Ильина, соединяет в себе вселенское начало с национальным. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине; они призваны любить свое Отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божьей о любви к ближнему, что включает любовь к своей земле, соплеменникам и согражданам. Патриотизм православного христианина должен быть действенным и проявляться в защите отечества от неприятеля, труде на благо Отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления.