Theoretical pedagogy. Textbook for students of pedagogical educational institutionsin 2 parts, part 1

Большим потенциалом для эстетического воспитания детей обладает музыка. Она охватывает область подсознательного, иррационального. Музыка способна расширить и очистить душу, успокаивать или тревожить ее, призывать к молитве или звать в бой, говорить о гармонии мира, но может и звать человека ко греху. Поэтому к музыке, к музыкальному воспитанию, к музыкальной среде, в которой растут дети надо относиться с повышенной осторожностью и вниманием.

Серьезной музыкой, обращенной к Церкви, к душе человека является церковная музыка. Ее напевы, как и слова молитвы, выражают скорбь о грехах, печаль об умерших, радость души, обращенной к Богу. Они выражают все многообразие чистых человеческих чувств. Им чужда страстность и плотская чувственность. Молитвенное пение в храме (с хорошей дикцией) — это есть проповедь христианства и православия.

Не следует при этом отрицать светскую музыку. Человеку, живущему в миру, она необходима для выражения многих чувств и настроений, но и она должна быть возвышенной, очищающей душу. Многие классические произведения нуждаются в критической оценке с христианских позиций. Современная же поп- и рок- музыка в подавляющей своей массе бездуховна. Хотя, разумеется, и среди этих произведений встречаются вещи мелодичные и лиричные, но их очень мало, и поиск их требует значительных усилий и основательной подготовки. Необходимо очень внимательно относиться к музыкальному воспитанию детей, приучать их к музыке церковной, классической и национальной. Предохранять от дурного, как пишет прот. Глеб Каледа, можно лишь противопоставляя ему прекрасное. Приобщение к прекрасному в музыке возможно на концертах в филармониях, консерваториях, в домашних условиях при наличии коллекции пластинок и магнитофонных записей. Начинаться же оно должно с колыбельных песен.

Эстетическое освоение действительности не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства, в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Прежде всего, эстетическое начало заложено в человеческом труде. Осознание и переживание труда как явления возвышенного, облагороженного составляет фундамент эстетического развития личности.

Немало эстетических впечатлений может дать и деятельность учения. Например, в математике можно найти "красивое, изящное" решение задачи, подметить красоту линий, форм, симметрии. Родной язык, изучение литературных произведений, уроки пения, рисования также дают немалый материал для эстетического воспитания учащихся. Есть своя эстетика в человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между учащимися и родителями и друг с другом.

Немаловажно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта детей. В узком смысле быт понимают как условия жизни человека вне мест его официальной трудовой и общественной деятельности. Быт либо поддерживает, либо расшатывает внутренние ценности в человеке. Поэтому верующим людям необходимо создавать свой христианский быт, который поддерживал бы религиозный ритм их жизни и развитие ее духовных сторон.

Таким образом, сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественной эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Пробуждение чувства красоты нуждается в правильном руководстве. Неверно было бы думать, что искусство не имеет иной какой-либо цели, кроме изображения красоты, придания привлекательной формы предметам. Высшей целью искусства является возвышение человека в нравственном совершенстве. Стараясь выражать красоту в чувственных формах, оно должно всегда стремиться к идее первообразной Красоты. В христианском мире воспитание чувства прекрасного должно служить усовершенствованию нравов и истинных добродетелей — любви к Богу и ближним. Поэтому первое требование к воспитанию чувства прекрасного состоит в том, чтобы оно никогда не служило во вред чувству Религии и нравственности. Иначе, какая польза человеку от утонченности его вкуса, если это вредит его душе? Епископ Евсевий (Орлинский) писал по этому поводу, что "удаление от Религии всегда влечет за собой удаление от истинной идеи искусства. С удалением от Бога наука делается обманчивым, ложным светом, а искусство — сосудом со смертоносным ядом" [19, с. 210].

При развитии вкуса к изящному воспитателю необходимо обращать также внимание на то, чтобы прочие различные способности ребенка не были оставлены без внимания. Нет необходимости говорить о том, насколько вредными для молодых людей являются, например, "мечтания о красотах" и пренебрежение при этом своими обязанностями в общественной жизни. Поэтому необходимо заботиться о том, чтобы чувство прекрасного развивалось до определенных пределов. В противном случае может случиться так, что воспитанник, думая только о возвышенном, будет презирать все обыкновенное. Между тем "великое и высокое, равно как и прекрасное, должны быть тихим пристанищем для утомленного путника, где бы он наслаждался по временам прекрасными видами и потом опять продолжал свой путь, держась той стези, которая Промыслом ему указана" [19, с. 211].

8. Воспитание физической культуры учащихся

8. 1. Значение, цель и задачи проблемы "воспитания тела" ребенка

Согласно православному мировоззрению тело человека является превосходным делом рук Творца, оно есть не только земная оболочка, но и орудие духа, сотворенного для вечности. Это составная часть человеческого существа. Святая Христова Вера учит смотреть на тело как на достояние Божие, как на храм духа Божия, как на семя, которое некогда опять взойдет из могилы и расцветет в вечной жизни.

Согласно христианской антропологии, дух и тело имеют взаимное влияние. Человек есть одно целое, следовательно, воспитание духа во многом зависит от состояния тела, и, наоборот, состояние тела во многом зависит от состояния духа. Поэтому здравый ум в здравом теле всегда почитали высшим благом, какого только может желать человек в этом мире.

Многие святые отцы и учителя Церкви говорили о том, что не только душевные и духовные силы ребенка требуют разумения, внимания требует и жизнь человеческого тела. Они не отвергали важности физического воспитания ребенка, но настаивали на необходимости его подчинения воспитанию духа. Еп. Евсевий (Орлинский) отмечал: "Никакой вид упражнений не должен простираться далее благоразумно-предложенной цели. Мы посредством воспитания должны приготовлять не канатных плясунов или воздушных плавателей, не таких людей, которые бы, посредством опасных и бесполезных предприятий, возбуждали пустое удивление, но здоровых и обладающих нужными качествами членов общества, которые бы во всяком отношении были способны к прохождению Промыслом указанного ими звания" [19, с. 94–95]. Таким образом, физическое воспитание ребенка создает предпосылки для полноценной трудовой и умственной деятельности человека.