Theoretical pedagogy. Textbook for students of pedagogical educational institutionsin 2 parts, part 1

Рассмотрим, какие рекомендации, способствующие образованию добрых привычек в области физического воспитания, дает святоотеческая литература.

Так, например, свт. Феофан Затворник указывал, что, прежде всего, пробуждаются в ребенке потребности тела. Поэтому с самого рождения дитяти он считал необходимым "поставить их в должные пределы и закрепить навыком, чтобы потом меньше было от них беспокойства". [34, с. 21]. В то же время еп. Евсевий (Орлинский) отмечал, что, приучая детей к порядку в жизни необходимо остерегаться рабской привязанности к нему, иначе при всяком его нарушении ребенок будет испытывать какие-либо невзгоды. Для этого нужно иногда делать отступления от обыкновенного образа жизни.

По влечению природы здоровые дети всегда нуждаются в движении. При этом необходимо помнить, что неправильное развитие этого направления в одних детях способно развить непомерную резвость и рассеянность, а в других, наоборот, — вялость, безжизненность и леность. Непомерная резвость ребенка укрепляет и обращает в закон своенравие, непокорность и, как следствие этого, — гневливость, неудержимость в желаниях. Вялость и леность ребенка развивает у него потребность в чувственных наслаждениях. Тело необходимо укреплять, но таким образом, чтобы не воспитать через это своеволия и "ради тела не погубить духа". Как избежать этого? Прежде всего, должна быть мерность, предписание и надзор. Воспитатель должен предохранять ребенка от неосторожной детской неопытности, легкомыслия, от опасного злоупотребления, но не должен подавлять самого стремления к движению.

Важной задачей является и воспитание независимости тела ребенка от внешних влияний. В этом отношении правилом должно стать приучение тела к безболезненному перенесению боли, ушибов, сырости, жары, холода и т. п. "Кто приобрел такой навык, — пишет святитель Феофан, — тот счастливейший человек, способный на самые трудные дела, во всякое время и во всяком месте. Душа в таком человеке является полною владычецею тела"[34, с. 24]. Этот момент очень важен в христианской жизни, которая по своему существу является отрешенной от чувственности и всякого угождения плоти. Господь так устроил тело человека, что оно в состоянии переносить всякий климат. Поэтому при воспитании детей, как указывал еп. Евсевий (Орлинский), необходимо смотреть, чтобы "эта независимость не потерялась, что особенно случается от баловства и изнеженности" [19, с. 76]. Для этого необходимо заблаговременно приучать детей к лишениям и переменам. Однако это не значит, что дети не должны наслаждаться "приятностями жизни". Речь лишь о том, чтобы лишение "приятностей" они не почитали бы для себя несчастьем. Поэтому необходимо благоразумно укреплять тело, соблюдая при этом ряд правил:

а) укрепление тела всегда должно оставаться в пределах природы. Человек многое может переносить, но не все;

б) укрепление тела должно быть сообразно с индивидуальными особенностями воспитанника;

в) укрепление тела должно совершаться постепенно от легкого к более трудному;

г) укрепление тела только тогда будет успешным, когда в нем заинтересован сам воспитанник по своему убеждению;

д) на укрепление тела с православной точки зрения нельзя смотреть как на главную цель, нельзя посредством чрезмерного укрепления тела делать человека совершенно нечувствительным. [19, с. 79].

Таким образом, с христианских позиций тело рассматривается как орудие духа. Поэтому его надо развивать так, чтобы оно содействовало и помогало, а не препятствовало развитию нашей духовной деятельности. Само собой разумеется, что при этом не нужно упускать из вида церковности, а из нее ничего такого, чем можно прикасаться к телу, поскольку этим тело будет освящаться, а его животность усмиряться. Конечно, из соображений аскетизма можно и пренебрегать гигиеной тела и здоровьем, но прот. Василий Зеньковский, например, считал, что "такое отношение к телу есть дерзость по отношению к Богу, Который дал разум для того, чтобы человек содержал свое тело в порядке" [4, с. 78].

Какие возможны средства физического воспитания? Прот. Василий Зеньковский указывал, что, для детей дошкольного возраста огромное воспитательное значение имеют ритмичные упражнения, которые подготавливают детей к танцам. Детский танец, считал он, должен быть иллюстративным, изображать какой-либо сказочный сюжет, поскольку в этом случае элементы изучаются не порознь, а в их "осмысленном целом". Чувство ритма в танцах сообщает телу некую окрыленность, тело как бы превращается в инструмент души, от него рождается то, что окрыляет. В целом Зеньковский считал, что христианство должно выработать "более светлый взгляд" на танцы, что облагородило бы последние и дало им воспитательную силу.

Современная практика физического воспитания детей выработала множество средств. Среди них наиболее распространенными являются: продуманный санитарно — гигиенический режим; занятия утренней гимнастикой; правильная организация питания, труда и отдыха; использование естественных оздоровительных сил природы: солнца, воздуха и воды; занятия физической культурой; разнообразные формы внеклассной спортивно — массовые работы в образовательных учреждениях; игры; туризм и т. п.

9. Половое воспитание

9. 1. Христианская антропология и психология о понятии пола. Значение полового воспитания